Его коллега, Дмитрий Аратский, тоже на тот момент заместитель министра, ему не поверил: в худшем случае, сказал он, владельцы таких особняков никогда не смогут их продать или завещать, и это имущество умрет вместе с ними. Но вышло жестче, "по Алпатову". Как только в Московской области прогремел трехдневный ультиматум избранным нарушителям, к которым явились судебные приставы и приказали самим снести коттеджи, мы тотчас снова пригласили г-на Алпатова к себе.
- Андрей Алексеевич, иски, инициированные прокуратурой с подачи Министерства природных ресурсов РФ, уже оспариваются в областном суде...
- А кто говорил, что все пойдет гладко? Люди вложили колоссальные деньги, возвели огромные дома - с одной стороны. С другой - с этих домов, по идее, в бюджет области идут неплохие налоги (оставим в стороне вопрос, насколько аккуратно платят налоги владельцы "дворцов"). Так что за коттеджи есть кому побороться.
- Говорят, что люди строились, давая взятки, а эти взятки тоже осели в чиновничьих кабинетах. Может, поэтому и стараются суды?
- Давайте пока уйдем от вопросов коррупции. На самом деле, протесты - это хорошо. Пусть эти прецедентные дела рассмотрят как можно больше судов, чтобы не получилась кампанейщина, чреватая судебными ошибками. Юридически все должно быть безупречно. В конце концов, высшая судебная власть все равно не пойдет на поводу у областных судов, зато, изучив все обстоятельства, она уже сможет вынести корректное решение, которое потом будет растиражировано по всей стране. Но если это будет не взвешенное решение, если начнется поголовная борьба со всеми частными домами вообще, пострадает прежде всего простой трудяга на своих шести сотках. Увидев такое дело, махнет на все рукой - "не знаю, правильно у меня стоит дом или нет, лучше с этим делом не связываться". Это нанесет удар и по земельному, и по строительному рынку.
- Но ведь в этих безобразиях явно виноваты двое - тот, кто построил, и чиновник, который ему это разрешил. Почему ничего не слышно о том, что прокуратура одновременно возбуждает иски и против чиновников?
- Она должна заняться и ими тоже. Но я не думаю, что это будет повальная атака на глав администраций. Потому что далеко не всегда глава района действовал за взятку. Однако, по моим подсчетам, каждое второе предоставление земли в Московской области связано с нарушением закона. Уровень компетентности местных властей таков, что они зачастую просто не в состоянии просчитать последствия своих действий. Конечно, с каждым надо разбираться в отдельности, по незнанию или за взятку он так расстарался. Но то, что он "подставил" того, кому дал бумажку, - факт. Ко мне приходят люди, показывают бумаги за подписями районных глав и говорят: "Андрей Алексеевич, ну вот же документ, все у меня законно". Я говорю: "Документ сам по себе законный, но глава района не имел права его давать, потому что он сам, в свою очередь, нарушал федеральный закон. Поэтому считайте, что ваша бумажка - ничто. Неужели вы, затевая строительство на миллион долларов, не могли потратить 10 тысяч на юриста и точно узнать, законно все оформил глава района или нет?"
Хотя сам руководитель земельного комитета - федеральный служащий, на практике он фактически подчиняется главе района. И часто он выполняет все его поручения, и законные, и незаконные. Жесткой вертикали нет. Новый глава агентства по кадастру объектов недвижимости г-н Мишустин и ставит своей задачей такую вертикаль создать, чтобы земельщики понимали, что они подчиняются ему, а не местному главе.
- Каков, по вашей оценке, объем взяток в земельном деле?
- Когда инвестор планирует строительство, он закладывает на оформление документов, в число чего входят и взятки, где-то 10 процентов от стоимости проекта. Учитывая, какие "проекты" видит глаз из окна электрички, считайте сами.
- Так этот олигарх просто возьмет и главу "закажет" - "я тебе взятку дал, а ты мне филькину грамоту какую-то подсунул, развел меня на бабки". Вы можете исключить, что борьба за чистоту водоемов не обернется кровью?
- Не могу. Не хочу каркать, но это не исключено. Хотя есть более цивилизованный способ - подать на этого главу в суд. И заставить бюджет района, а если установят, что глава еще и уголовное преступление совершил, то и его лично, заплатить и за снесенный дворец, и по счету за снос, и по счету за рекультивацию. Конечно, таких прецедентов не было, но ситуация настолько прозрачна, что я практически уверен - пусть не быстро, но человек этот суд выиграет. Но тот, кто реально давал взятку главе, конечно, ни в какой суд не пойдет.
- Как вам кажется, первые кандидаты на снос отбирались специально, брали тех, кого не страшно снести? Ведь я не исключаю, что "неправильные" дворцы есть и у кого-то из федеральных чиновников, и у могущественных олигархов?
- Я думаю, что список есть. Как в свое время был список самых крупных неплательщиков налогов. Но это список самых вопиющих нарушителей, а не перечень неких "беззащитных богатеев". Просто ВОТ ЭТО уже дальше терпеть нельзя.
- Мы все говорим об особняках, а ведь под ударом оказались и деревни, построенные 50, 100 лет назад. Ну, не думал тогда никто о нормативах. Как с ними?
- Мне очень жаль, но даже старые дома, стоящие на бесспорно запретной земле, должны быть снесены. Если есть малейшая возможность пощадить людей как-то без ущерба для экологии, смягчить нормативы, она, я считаю, должна быть использована.
- Им дадут компенсацию?
- Думаю, что нет.
- А не уйдет ли все это в пар, не погрязнет ли в судах?
- Если дом построен с грубейшими нарушениями закона, то его все равно непременно снесут. Потому что нарушен федеральный закон, и никакой суд, никакой адвокат не смогут доказать, что все в порядке. А вот те, кто затеял строительство там, где в принципе строить можно, но по тем или иным причинам не позаботился об оформлении документов, скорее всего, смогут избегнуть летального конца.
Четыре совета ожидающим бульдозера от Андрея Алпатова:
Если бульдозер до вас еще не доехал, возьмите все документы, посмотрите, законно ли оформлено ваше строительство.
Если в принципе на этом месте строить можно, лучше сразу сдаться властям и заплатить штраф, тем более, что пока он небольшой.
Если вы увидите, что дом стоит на "незаконной земле", прикиньте свои затраты и посоветуйтесь с юристами, как быть дальше. Самим ситуацию лучше не провоцировать - сидите, ждите и будьте готовы.
Если бульдозер уже у порога, сразу обратитесь в суд и прокуратуру со встречным иском на чиновника, который оформил вам землю в неположенном месте, и попытайтесь взыскать с него все затраты, и на строительство, и на снос.