На потенциальную опасность указывают мировые рейтинговые агентства. Они подчеркивают, что ЦБ РФ и правительству нельзя расслабляться. Как отмечает Fitch Ratings, в России сохраняется высокая вероятность системного кризиса из-за нестабильности в кредитной сфере. Банковский сектор фундаментально слаб, напоминает агентство. Отныне ЦБ РФ придется сохранять баланс между необходимостью закрывать слабые банки (на прошлой неделе отозваны лицензии у очередной группы КБ) и сохранять общественное спокойствие, указывает Fitch Ratings.
Другое агентство - Moodys сохранило оценки по большинству системообразующих КБ. Понижен показатель финансовой устойчивости только по одному крупному банку, депозитная база которого сильно пострадала от исхода частных вкладчиков и юридических лиц. Аналогичное решение по прогнозу кредитного рейтинга данного и еще одного крупного КБ приняло Standard & Poors. Это отражает, как выразилось агентство, "неустойчивую ситуацию в национальном банковском секторе".
Распродажа активов
Агентства не акцентируют внимание на симптомах нестабильности, но их действительно очень много. Снизилась рентабельность всех кредитных организаций. Выросла просроченная задолженность по ссудам, депозитам и прочим размещенным средствам. Продолжается массовое бегство кредитных организаций "в деньги". Для этого экстренно продаются такие активы, как ценные бумаги, недвижимость, ссудные портфели, залоги. Они реализуются по заниженным, нередко бросовым ценам.
Банки не проявляют интереса к акциям из-за низкого инвестиционного качества последних. В России действуют свыше 400 тысяч акционерных обществ (АО), большинство из которых - промышленные предприятия. Из них лишь около четырехсот включены в листинг фондовых бирж (он, кстати, несопоставим по требованиям с западным), а реально торгуются только 10-15 долевых бумаг, т. е. 3,75 процента от котируемых, или 0,004 процента от общего числа акционерных обществ. Например, в ФРГ из 2500 АО одна треть внесена в листинг мировых бирж.
КБ сокращают лимиты на инвестиции, продают банковские и другие корпоративные обязательства (прежде всего долгосрочные) практически всех секторов, но больше всего второго и третьего эшелонов. Вместо них в портфелях основной упор делается на наращивание денежной составляющей.
Сохраняющиеся проблемы с ликвидностью создают потенциальную опасность дефолтов по облигациям и векселям самих КБ (как эмитентов) и их клиентов. Сегодня около 60 процентов инвестиций в долговые бумаги приходятся на кредитные организации. Они же часто выступают для компаний и организаторами выпусков, что подразумевает возможность взять у КБ кредит, когда облигации предлагаются по оферте. В ближайшие два месяца более чем десятку крупнейших корпоративных заемщиков предстоит досрочно погасить свои облигации. Испытывающие острую нехватку денег банки предъявят бумаги к оферте. А находящиеся в том же положении КБ-организаторы могут не найти средств для ссуды клиенту, чтобы он выкупил свои обязательства. Особенно тяжело придется средним и малым эмитентам третьего эшелона. Им в отличие от ведущих АО сложнее получить рефинансирование.
Вексельный обвал
О кризисе доверия между КБ и очень жестких оценках платежеспособности друг друга говорит фактически замороженный рынок банковских векселей, за исключением единичных бумаг. До кризиса предложение векселей поддерживалось не только спросом, но и стремлением уйти от налогов, срочной нуждой в ресурсах для латания разрывов ликвидности. Например, крупнейшие банки ежедневно испытывают острую потребность в рублевых средствах, так как служат главными расчетными центрами сырьевых финпромгрупп. Даже имея на балансах немалые валютные суммы, они предпочитали не продавать СКВ, а эмитировать векселя, прибегать к операциям "репо". В июне-июле показателем неблагополучия ряда банков стал их отказ выполнять свои вексельные обязательства и резкое падение рыночных котировок этих финансовых инструментов. Держатели готовы продавать их по ценам от 40 до 80 процентов от номинала в зависимости от банка-эмитента. Но покупателей нет, несмотря на доходность 50-100 процентов годовых.
Угрозу стабильности создает ускорившийся в ходе кризиса отток капитала из России. В первом полугодии его чистый экспорт (то есть превышение над импортом) составил, по последним оценкам ЦБ РФ, не менее 6 миллиардов долларов. Подтверждается подмеченная Центробанком четкая закономерность. Стоит рублю чуть ослабеть по отношению к доллару, как чистые иностранные активы (когда отток капитала больше притока) кредитных организаций немедленно увеличиваются, поскольку уменьшается доходность спекулятивной игры в России на курсах и процентах.
Игра в свои ворота
Сократились темпы и объемы кредитования банками экономики. Активные операции КБ максимально "укорачиваются" по срокам. Средства если и размещаются, то лишь в своих финансово-промышленных группах либо в мгновенно ликвидные активы с нулевым риском - в однодневные кредиты под валютный залог, на счета в зарубежных КБ и Центробанке. В конце июля средства на корсчетах в ЦБ РФ почти удвоились по сравнению с началом месяца: со 110-130 миллиардов до 240 миллиардов рублей. Вырос объем депозитов в Банке России. Эти деньги фактически выведены из национального хозяйства.
Рынок МБК стагнирует несмотря на то, что часть высвободившихся из фонда обязательных резервов (ФОР) средств поступила на "межбанк". Это видно по снижению ставок на нем до 1,5-2 процентов для средних КБ и до 4-4,5 процента для малых против 15-40 процентов и выше в разгар кризиса. Но дневной объем торгов составляет в среднем 1-1,4 миллиарда рублей, иногда проседая до 0,4 миллиарда рублей, тогда как в начале мая он стабильно превышал 5 миллиардов рублей. Это говорит о том, что сами банки трезво оценивают риски конкретных заемщиков и их бизнеса, а также системные риски банковского сектора в целом. У десятков кредитных организаций доля МБК в пассивах по-прежнему превышает - и порой значительно - 20 процентов от совокупных, тогда как рисковым уровнем является 15 процентов.
Ситуацию дефолта 1998 г. напомнила безответственная позиция хозяев отдельных банков. Когда последние начали тонуть, акционеры не только не поддержали собственные кредитные организации (владельцы ряда банков решили вообще не обозначаться публично), но и фактически бросили их на произвол судьбы, принялись спешно выводить активы. Выяснилось также, что владельцы системообразующих КБ предпочитают держать свои деньги не в них, а в зарубежных банках. Это предопределило крах одних КБ, а в других - заставило вкладчиков и корпоративных клиентов серьезно обеспокоиться. Свидетельством этой тревоги стал продолжающийся переток средств граждан и юрлиц в государственные и "дочки" иностранных банков в России.
Теперь трудно восстановить доверие к коммерческим банкам со стороны населения и предприятий, депозиты которых являются основным источником ресурсов. К началу августа лишь 2 процента опрошенных граждан выразили готовность хранить сбережения в КБ. При том, что накануне кризиса свои деньги у них держали всего 5 процентов частных вкладчиков. Только 40 процентов изъятых из КБ денег было размещено в государственных и инобанках, 60 процентов остались на руках.
Одним из детонаторов очередной банковской встряски может стать поведение крупных корпоративных клиентов. В конце августа-сентябре КБ предстоит обнародовать квартальные балансы, которые покажут, как кризис отразился на отдельных кредитных организациях. Несмотря на отлаженную технику дезинформации о финансовой устойчивости КБ, предприятиям и организациям будет несложно распознать проблемные банки и принять решение о том, стоит ли в них и дальше размещать свои средства и вообще иметь с ними дело. Тем более что на юрлица не распространяется государственное страхование вкладов.
Бремя долгов
Неопределенность с ресурсной базой вынуждает КБ активнее обращаться ко второму ее важнейшему источнику - внешним заимствованиям, что усиливает концентрацию системных рисков. Накануне кризиса на долю двадцати ведущих банков приходилось почти 65 процентов задолженности всех российских КБ перед нерезидентами. Дальнейшее удорожание доллара и обесценение рубля, а для кредитных организаций, обслуживающих сырьевых экспортеров (которые тоже являются крупными заемщиками за рубежом), - ухудшение мировой конъюнктуры, автоматически приведет к огромным финансовым потерям. Пытаясь умерить аппетиты должников, ЦБ РФ ввел с 1 августа двухпроцентное резервирование по валютным и рублевым заимствованиям у инобанков. Учитывая масштабы уже накопленных обязательств кредитных и экспортных организаций, это явно недостаточная мера.
Вновь со всей остротой встает вопрос о том, какой должна быть политика Центробанка и правительства, чтобы получать ожидаемые результаты в кредитной сфере. Экстренные шаги ЦБ РФ позволили на короткое время купировать разрастающийся банковский кризис, но не могли искоренить его фундаментальных причин. Философия, цели и методы бизнеса многих КБ не изменились. К сожалению, восприимчивость и способность к реформированию этого сектора (как и других) остается очень низкой, что усложняет задачу ЦБ РФ и кабинета.
Важную стабилизационную роль сыграли принятые парламентом в июле поправки в ГК РФ, законы о ЦБ РФ, банках и банковской деятельности. Согласно им, Неглинная из своих доходов будет компенсировать вклады граждан до 100 тысяч рублей при банкротстве любого КБ. Одновременно в целях пресечения недобросовестной конкуренции между кредитными организациями их обязали раскрывать всю информацию о процентных ставках по вкладам и задолженности по ним. ЦБ РФ дано право снижать проценты по рублевым депозитам не ниже ставки рефинансирования, а по валютным - не ниже ЛИБОРа. Это должно предотвратить злоупотребления КБ, которые, начав тонуть, спешно повышают проценты по вкладам, пытаясь привлечь дополнительные ресурсы, прекрасно зная, что денег не вернут.
Эти поправки на руку государственным и иностранным банкам, располагающим большими ресурсами. Они могут зарабатывать не на норме, а на массе прибыли, в отличие от малых и средних КБ.
Неглинная погасила банковский пожар с помощью огромных порций ликвидности. Она закачивалась в КБ через снижение отчислений в ФОР с 7 процентов до 3,5 процента, давшее КБ дополнительно 130 миллиардов рублей. Другой канал - скупка валюты, на что ЦБ РФ израсходовал десятки миллиардов рублей. Только в июне объем наличных денег увеличился с 1298 миллиардов до 1351 миллиарда рублей - лишь бы у банков было достаточно средств для расчетов с вкладчиками. На это же нацеливалось расширение с июня перечня ценных бумаг, принимаемых ЦБ РФ в обеспечение по операциям РЕПО (еврооблигации с погашением в 2028 г. и 2030 г., а также валютные гособлигации 1999 г. выпуска).
Дополнительные ресурсы получили далеко не все, а главным образом госбанки (им досталось свыше половины из 130 миллиардов рублей, высвободившихся из-за уменьшения ФОР) и ряд системообразующих КБ. Но у них и раньше не было проблем с ликвидностью.Уже в мае при первом приближении кризиса тридцать крупнейших банков немедленно закрыли кредитные линии участникам второго эшелона (примерно 200 КБ). Хуже всего пришлось третьему кругу - малым и средним кредитным организациям, которые полностью зависят от рынка МБК. Но доверия к ним, как отмечалось выше, не прибавилось.
Уменьшение размера ФОР объективно повышает риски вкладчиков и других клиентов КБ, поскольку их требования теперь обеспечены гораздо меньшими резервами, чем прежде. Потенциально это повышает привлекательность госбанков, так как государство несет солидарную ответственность по их обязательствам, и "дочерей" инобанков, которые рассчитывают на помощь со стороны материнских структур в случае форсмажорных обстоятельств. В свою очередь, вкладчики госбанков вправе ожидать, что, получив дополнительные средства, эти кредитные институты сделают ставки по депозитам хотя бы выше уровня инфляции. Пока этого не происходит.
Риски остаются высокими
ЦБ РФ осознавал негативные последствия неравномерного распределения ликвидности после снижения ФОР. Для исправления дисбаланса Неглинная рекомендовала подконтрольным ей кредитным организациям использовать предоставленные ресурсы для восстановления и поддержания рынка МБК. Но опасность заключается в повышенных рисках кредитования КБ, продолжающих скрывать свои проблемы, стремящихся использовать любую возможность, чтобы зафиксировать прибыль и увести ее за границу.
В российской экономике фонд обязательных отчислений выступает не только важным инструментом страхования банковской системы. Он, подобно государственному Стабилизационному фонду, служит также инструментом стерилизации избыточной денежной массы. Уменьшение отчислений в ФОР внесло свою лепту в скачок потребительской инфляции в июне (0,8 процента). По итогам полугодия она составила 8,5 процента. И была бы еще выше, если бы в разгар банковского кризиса граждане, а затем КБ не начали в гигантских масштабах менять рубли на доллары. Цены производителей выросли в среднем на 17 процентов. При дальнейшем ускорении темпов инфляции ЦБ РФ придется повышать резервные требования и ставку рефинансирования со всеми негативными последствиями для банковской ликвидности.
Закон о "поголовном" государственном страховании частных депозитов до 100 тысяч рублей уменьшил нервозность среди населения, однако создал новый системный риск и неопределенность. Что теперь будет с отбором банков в систему страхования вкладов, в которую планировалось допускать только финансово устойчивые, ликвидные и прозрачные КБ? Не спровоцирует ли госстрахование безответственность проблемных кредитных организаций? Не приведет ли это к росту расходов Неглинной на расчеты с гражданами при банкротстве банков?
Кризис еще раз продемонстрировал бесперспективность административного (то есть нерыночного) ресурса, на котором строят свое благополучие многие КБ, особенно в субъектах Федерации. Как только кредитные организации зашатались, они сделали все, чтобы уже с мая любой ценой заполучить на свои счета средства государственных органов, бюджетов и внебюджетных фондов. Это не помогло. Структура балансов большинства российских КБ, их калибр таковы, что они не способны принимать крупные ресурсы и трансформировать их в ссуды и инвестиции. Сегодня 70 процентов всех кредитов, выдаваемых юрлицам, составляет суммы от 1 миллиона до 5 миллионов долларов.
Доля процентных доходов по предоставленным кредитам у наших банков составляет менее 13 процентов (у тридцати крупнейших - 11 процентов). Остальную прибыль они получают от спекуляций с СКВ и другими валютными инструментами, восстановления сумм со счетов фондов и резервов, прочих доходов. Другими словами, соотношение процентных и непроцентных доходов российских КБ равняется примерно один к семи. В схожих по банковскому пейзажу Соединенных Штатах эта пропорция выглядит как один к одному. То есть американские КБ больше кредитуют экономику.
Немалые риски несет нашим банкам обслуживание серого и теневого бизнеса. В первом полугодии из 120 тысяч экономических преступлений, нанесших ущерб казне почти на 2 миллиарда долларов, около четверти выявлены в финансово-кредитной сфере. Это дало повод МВД в конце июля выступить с инициативой о расширении доступа правоохранительных органов к информации о движении средств на банковских счетах.
Миной замедленного действия для банковской системы России остается огромное несоответствие сроков размещения и привлечения средств. В мае-июле активы до востребования свыше года в два с лишним раза превышали обязательства с такой же дюрацией. Причем около половины пассивов состояли из обязательств со сроками исполнения менее одного месяца.
Между тайной и репутацией
Откровенно саботируется создание единой базы данных о кредитных историях, о недобросовестных заемщиках. Банки не желают делиться такой строго засекречиваемой ими информацией. Будучи обнародованной, она подставит их под штрафные санкции ЦБ, повредит репутации как кредитодателей, не умеющих определить надежность клиентов. Среди невозвращающих займы есть немало акционеров и менеджеров самих КБ. В итоге плохая репутация оказывается ненаказуемой. Мошенники, не вернувшие деньги и разорившие одного кредитора, могут преспокойно брать в долг и банкротить другого.
Все это ускорило вымывание с рынка КБ, которые слишком зависят от заемных средств. Чтобы выжить, они занялись поиском альянсов. В 2003 г. сделок по слиянию и поглощению было 364 (против 357 в 2002 г., 353 - в 2001 г. и 349 - в 2000 г.). После нынешнего кризиса этот процесс ускорился, но качество корпоративного управления не улучшилось.
Зарубежные вкладчики капитала в КБ наталкиваются на преграды. Вопрос о западном присутствии в российском кредитном секторе чрезмерно политизирован и перенасыщен подозрительностью к инобанкам. Зарубежный банк, который сегодня хочет увеличить свой уставной капитал в СКВ, должен получить в российских ведомствах более десяти различных согласований и разрешений. Завершение всей процедуры - от получения согласия использовать средства нерезидентов до утверждения результатов эмиссии - затягивается на полгода и больше. После внесения собственных средств в валюте иностранному КБ приходится также платить и налог с положительных курсовых разниц, возникающих при росте курса доллара.