В частности, представители Союза журналистов выступили против положений о получении информации за отдельную плату, а сами госорганы без особого энтузиазма восприняли идею собственной информационной открытости и скорее всего будут бороться за то, чтобы не попасть под действие нового закона.
Несмотря на возникшее недопонимание, в ведомстве Германа Грефа рассчитывают на то, что разработанный документ будет рассмотрен и одобрен кабинетом министров на одном из заседаний осенью этого года.
Нарекания вызвал факт введения в законопроект понятия платы за предоставляемую информацию. В статье 19 законопроекта, конечно, дается пояснение, что деньги будут взиматься за тиражирование и доставку информации. Комментируя это положение, источник отметил, что тиражирование небольшого объема - до 24 страниц предполагается сделать бесплатным. Тут стоит оговориться: большинство правительственных документов, судебных решений и постановлений превышает оговоренный порог. "Сама по себе предоставляемая госорганами информация будет бесплатной. Государство никакого бизнеса на информации не делает", - сказал источник.
Однако конкретного перечня платной информации в законопроекте нет. Его правительство должно утвердить отдельным постановлением. Зато в текст внесен обширный список информации, которая, как это задумано, будет находиться в свободном доступе на различных информационных ресурсах. В нем 37 позиций - нормативно-правовые акты, тексты законопроектов, планы деятельности ведомств, информация по госзакупкам и многое другое.
В министерстве напомнили, что ключевой принцип законопроекта в том, что вся незакрытая информация, то есть не носящая конфиденциального характера или не содержащая государственной тайны, является открытой. А получить сведения может любой гражданин, причем анонимно. Если же разглашение информации способно нанести государству ущерб, то такие данные чиновники смогут закрыть. Соответствующий проект закона о конфиденциальной информации уже разработан в Минэкономразвития России, но интересно, что жесткого списка в отношении сведений государственной важности в нем не предполагается. А это означает, что - разглашать информацию или нет, окончательное решение останется непосредственно за чиновниками.
Введены и меры наказания для тех госслужащих, которые посмеют необоснованно отказать в предоставлении информации или станут ее искажать. Похоже, что в министерстве прописанные меры считают почти что "драконовскими", по крайней мере источник уверен, что они будут стимулировать чиновников к выполнению закона и снизят их коррупционные возможности. Хотя на самом деле верхняя граница денежного штрафа за проступок установлена на отметке 30 МРОТ, или в переводе на более доступные единицы исчисления - 3 тысячи рублей.
Остается непонятным, как в таких условиях должны работать средства массовой информации. Так, предлагаемые изменения в Закон "О средствах массовой информации" гласят, что "государственные органы и органы местного самоуправления предоставляют сведения о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации в порядке, установленном Федеральным законом". То есть запрос издания госорган вправе рассматривать в течение 30 дней. За это время информация может устареть или предаться широкой огласке.
Вместе с тем один из пунктов проекта минэкономразвития предполагает нераспространение действия закона на отношения, возникающие в сфере получения информации СМИ, если доступ к ней осуществляется способом, не предусмотренным в законе. Получается, что редакциям вообще будет намного проще игнорировать всяческие запросы и искать эти самые иные способы. Например, очень удобны телефонные и частные беседы с хорошими "источниками" в госорганах. Кстати, устное предоставление информации в министерстве, слава богу, решили сделать бесплатным. Но нет абсолютных гарантий, что теперь на вопрос журналиста чиновник не будет предлагать ему отправить соответствующий запрос, ссылаясь на новый закон. Ведь "за поиск и создание информации" госорганам тоже придется платить.