04.08.2004 02:00
    Поделиться

    Казань: подготовка к юбилею

    «Нас будут судить за Казань», – так в сердцах высказал свое отношение к реконструкции города один из известных местных архитекторов. Судить? А за что, собственно? За огромный шквал работы, внезапно обрушившийся на плечи чиновников, архитекторов и иже с ними в связи с открытием истинного возраста Казани?

    К юбилею вторую жизнь должны обрести 525 памятников архитектуры. По федеральной целевой программе «Сохранение и развитие исторического центра Казани» планируется осуществить 62 проекта, восстановить 181 объект. Около миллиарда рублей будет потрачено на восстановление одного из трех существовавших 120 лет назад в России пассажей – Александровского. Начаты работы по укреплению здания, восстановлению уникальных интерьеров и скульптур. Завершается реконструкция бывшего доходного дома купца Кекина. Возрождается историко-архитектурный заповедник «Казанский кремль», восстанавливаются комплекс зданий КГУ. Ведется строительство четвертой транспортной дамбы через реку Казанку. За оставшиеся полтора года предстоит восстановить Богородицкий монастырь, где 425 лет назад была обретена икона Казанской Божьей Матери, пустить первую линию метрополитена. За это не судить, а благодарить надо! Хотя...

    Мне рассказывали, какой шок испытали приезжавшие на конференцию московские и питерские архитекторы, увидев исторический центр Казани. Будучи студентами, они изучали город с его «архитектурой без углов» как уникальный памятник градостроительства… Сейчас исторический центр выглядит так, будто пострадал от бомбежки. Опустевшие после отселения жильцов здания с зияющими глазницами окон становятся пристанищем для бомжей. Того центра города, построенного по плану конца XVIII века, автором которого являлся В. Кафтырев, почти не осталось. Варварски уничтожена так называемая ткань города, не говоря уж об отдельных памятниках, родовых домах XIX века. В Венеции с ее приливами и отливами умудрились сохранить старую застройку. А в Казани – нет. Почему?

    – К столь печальным результатам приводит волюнтаристский подход. Беда в том, что ценность городской среды и ее отдельных объектов в Казани определяют не специалисты, а администраторы, – говорит доцент Казанской архитектурно-строительной академии Ханифа Надырова. – У нас очень легко относятся к сносу зданий, особенно если они не являются памятниками федерального значения. А в последнее время в нашем городе наметилась тенденция, когда дома сносят под предлогом их воссоздания. Не учитывается ни то, что памятник архитектуры невозможно точно восстановить в деталях и пропорциях, ни фактор времени. Историческая ценность сводится к нулю. Это непрофессиональный взгляд на архитектуру. В таком случае на освободившейся территории лучше построить абсолютно новое здание, по которому впоследствии потомки смогут судить об уровне современных зодчих.
    Подобные высказывания, если и звучат, то в кулуарах, реже  в разговоре с журналистами с обязательной оговоркой «не для печати» и почти никогда с трибуны. Может быть, виною тому – пресловутые финансовые проблемы? Ведь восстановление памятников – дорогое удовольствие, а в рамках той же подготовки к миллениуму нужны немалые средства на новое строительство. Будучи в Казани, эксперт Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа, профессор МАрхИ Вячеслав Глазычев отметил, что в городе существует проблема освоения «больших денег в короткие сроки, денег, которые обрушиваются как тяжелое бремя». Вместе с тем, на взгляд эксперта, не на уровне оказалась организационно-проектная часть, отсутствует программа коммерческого освоения территорий в процессе реконструкции. Из-за этого, кстати, оказалось замороженным строительство гостиничного комплекса «Казань». Старинный отель без окон и дверей, точно голый король, уже несколько лет простаивает на «казанском Арбате» в ожидании инвесторов. И не факт, что они появятся раньше, чем возникнет угроза обрушения здания.

    Главный архитектор Казани Асхат Гилязетдинов утверждает, что никакого отставания в подготовке документации нет. Строители жалуются только на отсутствие средств: рады бы в рай, да денег на билет нет. Поэтому, дескать, в Старо-Татарской слободе из 16 подлежащих восстановлению объектов в строительные леса одели только одну мечеть Марджани. Это, с одной стороны. А с другой? Попробуем хоть на минуту оторвать взор от содержимого кошелька, именуемого бюджетом.

    Есть и другие «занозы». Если нет денег, чтобы полностью восстановить старую Казань, можно хотя бы не уродовать ее облик ужасными новостройками. Сделать это вроде бы элементарно: для начала разрешать строительство в исторической части города лишь на конкурсной основе и организовать общественное обсуждение проектов, как того требует Градостроительный кодекс РФ. В соседней, нешикующей, Йошкар-Оле так и сделали: по словам главного архитектора столицы Марий Эл Вениамина Мамуткина, местные власти определяют кому и что строить, а уж как – решают архитекторы вместе с горожанами. В столице Татарстана такой практики нет.

    Главный архитектор Казани полагает, что информировать общественность и обсуждать с ней проекты станет можно после того, как в здании Главказархитектуры появится второй вход (не пускать же народ через парадное крыльцо!) и в специальном зале установят макет центра города. А пока с выполнением 18-й статьи Градостроительного кодекса РФ придется повременить?

    Умеют у нас все усложнять. Древние греки залов для общения с народом не возводили: сделали макет будущего акрополя в Афинах и обсудили проект с жителями Афин. Это в пятом веке до нашей эры! Есть примеры и посвежее – в свое время в Казани проводилось общественное обсуждение проекта нового офиса для энергетиков. Проект выставляли в здании татарского театра имени Галиаскара Камала. А теперь подавай отдельное помещение и средства. Кстати, на демонстрационный, в прямом смысле «показушный» макет Казани почти 8 миллионов(!) рублей местные власти нашли. С его помощью можно устраивать тематические экскурсии и шоу на международных выставках, завлекая тем самым туристов и инвесторов. Но использовать в работе нельзя: масштаб не тот.

    Однако архитектурная общественность молчит. То ли конкуренция в борьбе за заказы (благо, их в преддверии тысячелетия Казани немало), то ли банальное равнодушие сказываются. Между тем, поводов для вмешательства того же Союза архитекторов РТ предостаточно. Со скандала началась реконструкция одной из главных достопримечательностей города, построенной в стиле неоренессанса –  здания Дворянского Собрания, ныне Городской Ратуши. Есть серьезные опасения, что реконструкция здания приведет к уничтожению памятника вообще. Многие уникальные детали уже утрачены. Зданию уже навязаны зеркальные купола и нехарактерная кровля. Немного пошумела местная пресса, и все на этом. А снос двух старинных домов, расположенных по соседству с расстраивающимся зданием мэрии, и вовсе остался незамеченным. Теперь на этом месте по «образу и подобию» уничтоженных возводятся новые дома. Не историческое своеобразие города, а процесс освоения средств по-настоящему волнует чиновников. Не забыт еще опыт 2001 года, когда 250 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета, «пылились» на полке из-за того, что на объекты реконструкции не была готова проектная документация.

    Тем не менее, очевидно: справиться с громадьем планов за оставшиеся до миллениума полтора года не удастся. По официальным данным, объем финансирования федеральной целевой программы в 2001-2005 годах в ценах 2001 года должен составить свыше 64 миллиардов рублей. К маю этого года было освоено чуть более 20 процентов от этой суммы. Велика вероятность, что город встретит юбилей «замарашкой».

    – Пока вопросы застройки центра Казани решают в кулуарах, сложно рассчитывать на то, что программа сохранения и развития исторического центра не обернется очередной профанацией, – считает кандидат наук Ханифа Надырова.

    А по мнению Асхата Гилязетдинова, есть вполне элегантное решение проблемы, к которому ранее прибегли в юбилейном Питере: здания, которые не успеют отреставрировать в срок, спрятать за баннерами с изображением будущего фасада. И… нет проблем?

    Поделиться