Среди своих конкурентов, претендующих на звание "русского Вудстока", ежегодный двухдневный гала-концерт "Нашего радио" первым приобрел, по крайней мере формальное, сходство с главным рок-событием 1960-х: музыка будет звучать с утра до вечера два дня подряд в ста с лишним километрах от большого города и его неприветливых агломераций. Да и широкие просторы Эммауса, стоящего на берегу Волги, выглядят куда живописнее знаменитого фермерского поля в штате Нью-Йорк. В этом году завлекать будут не только природными красотами - основной приманкой суждено стать распавшемуся шесть лет назад "Наутилусу Помпилиусу", который по велению и хотению организаторов фестиваля воссоединится, но только на один день.
После прошлогоднего теракта в Тушино над фестивалями на открытом воздухе нависла нешуточная угроза - для перестраховки были отменены практически все open-air. Впрочем, главным врагом "Нашествия" оказались вовсе не террористы. "Администрация Раменского района Подмосковья шла на выборы, - рассказывал корреспонденту "РГ" идеолог фестиваля, генеральный продюссер "Нашего радио" Михаил Козырев, - и ей было важно завоевать голоса пенсионеров, которым наш фестиваль два года подряд мозолил глаза. После взрыва на "Крыльях" у нас не осталось аргументов для разговора с раменским начальством". Впрочем, для нынешнего козыревского "Прочь из Москвы!" есть и еще один повод - в Москве и области де-факто запрещены выступления группы "Ленинград": большие концерты суперпопулярного и невоздержанного на язык состава в столичном регионе исправно отменялись, а сам Козырев не единожды переживал непрятные минуты, сталкиваясь на организованных его радиостанцией сборных концертах с устными ультиматумами городских и областных властей. В прошлом году фестиваль был перенесен в студию "Нашего радио", так что нынешний его размах можно считать реваншем за прошлогодние обиды. "Ленинград" будет закрывать первый день феста, а моральный и финансовый дивиденд получит не подмосковное начальство, а администрация сопредельной области.
Впрочем, у "Нашествия", равно как и у его конкурентов, есть проблема другого свойства - моральный износ репертуара. Известно, что в конце 1990-х "Наше радио" и его душа - Михаил Козырев предприняли титанические усилия по возрождению интереса к рок-музыке и поддержке новых тенденций внутри нее. Однако уже в новом тысячелетии почти все выведенные станцией на большую сцену артисты составили истеблишмент российской поп-сцены и получили постоянную прописку на "Крыльях", "Максидроме" и на фестивале Козырева. К чести "Нашествия", его программа составляется с некоторой поправкой на молодые и не очень раскрученные группы - однако главный акцент все равно делается на заматеревших популярных (и, как следствие, весьма коммерческих) артистов. Перефразируя слова Сталина, других рок-звезд для "Нашего радио", видимо, все еще не существует.
Так что сходство с Вудстоком у "Нашествия" пока в основном лишь формальное: в 1969 году на сцене творилось настоящее безумие, а спектр выступающих был необычайно широк - от топ-коллективов того времени до настоящих маргиналов. "Нашествие" боится маргиналов как огня, выдвигая в качестве таковых панк-сказочников из "КиШ" и безобидных матершинников из "Ленинграда" - артистов весьма коммерческого свойства. А гальванизация "Наутилуса" вообще выглядит негуманным коммерческим жестом: для Бутусова, по его неоднократно звучавшим собственным словам, период жизни в "Наутилусе Помпилиусе" был далеко не самым радостным и безоблачным периодом в жизни.