Даже глава правительства, который с первого дня своего назначения был убежден, что об отпуске в этом году ему не придется даже мечтать, со спокойным сердцем отправился на юг, оставив на хозяйстве вице-премьера Александра Жукова. Кстати, столь поспешный уход в отпуск Фрадков объяснил необходимостью набраться сил перед очередным рывком. Собственно, и Жукову особенно беспокоиться не о чем - вряд ли думцы преподнесут правительству неприятный сюрприз. А поскольку все спокойно, то кабинет министров решил запустить новую кампанию - приступить ко второму этапу административной реформы.
Сколько этапов будет у административной реформы кабинета Фрадкова, судя по всему, никто до сих пор так и не знает. Но на Краснопресненской набережной уверены, что первый этап, на котором была сформирована структура правительства и утверждены положения для всех министерств и ведомств, новому составу кабинета удалось успешно пройти. Теперь, по словам вице-премьера, правительство приступает ко второй части работы в рамках административной реформы. "В середине августа в правительстве будут рассмотрены показатели работы всех министерств и ведомств", - сказал Жуков.
"Каждое министерство, служба, агентство должны четко понимать, как они встраиваются в общие цели, которые пытается достигнуть правительство, а именно: улучшение жизни людей, увеличение ВВП, повышение безопасности страны", - заявил вице-премьер. Собственно, от министров сейчас требуется самим определить показатели качества работы подведомственного министерства. "Каждое ведомство должно знать, какие задачи оно выполняет в рамках глобальных целей правительства и с помощью каких показателей будет оцениваться его деятельность", - продекларировал намерение кабинета министров Александр Жуков. А знают, как известно, пока не многие. К примеру, глава министерства финансов Алексей Кудрин знает, какие качественные показатели деятельности его министерства могут привести к количественному увеличению ВВП. Знает об этом и глава министерства сельского хозяйства Алексей Гордеев. Не знает, как считают в Белом доме, разве что Греф, и это незнание главному экономисту явно не простят. Более того, все знания от его коллег поступят в Минэкономразвития РФ, и именно главному экономисту предстоит все переработать и "встроить в единый замысел".
"Многие страны уже давно идут по этому пути и достаточно успешно", - разъяснил Жуков, применяя любимый прием убеждения, которым пользуется Греф.
- Так надо ли понимать, что если бы эта работа была начата только после инаугурации, мы бы, наверное, были только в начале пути? - поинтересовался Путин.
- Да, правительство еще только готовило бы положения для министерств и ведомств, - ответил Жуков. - Между тем сегодня все министерства уже работают в нормальном режиме, и мы можем говорить о том, что бюджет-2005 будет основан на новых задачах, с новым финансированием, нацеленным на те результаты деятельности правительства, о которых говорилось выше.
- Насколько мне известно, правительство закончило согласование положений о министерствах и ведомствах? - спросил президент.
- Это была очень непростая работа, практически пришлось утвердить новые положения для всех министерств и ведомств, - пожаловался Жуков. - И это не механическая работа, когда старое сделали под новое, а по сути пришлось утвердить новые задачи министерств и ведомств, потому что их роль существенно возросла, они стали намного более самостоятельными.
В общем, настраивая министерства на самостоятельность и "встраивание в общую систему", правительство реализует новые задачи, результаты которых спешно поступают на Охотный Ряд. Завтра Госдума рассмотрит подготовленный правительством законопроект об отмене изъятий по оплате НДС по стране назначения на нефть и газ. Как считают в кабинете министров, отсутствие нормальной системы уплаты НДС - один из главных вопросов, препятствующих полноценному созданию единого экономического пространства. Обычно налог на добавленную стоимость уплачивается по стране назначения, но у нас были изъятия по уплате налогов на нефть и газ в отношении Украины, Казахстана и Белоруссии. От этого правительственного предложения "дыра" в федеральном бюджете будет значительно больше, чем от снижения единого социального налога: на первом этапе в 2005 году потери составят примерно 34 миллиарда рублей. "Сначала назывались другие цифры", - уловив неточность, подметил президент. "Это уточненные данные, в том числе с учетом взаимных поставок и нефти из Казахстана", - пояснил Жуков.
- Но большая часть этих потерь будет покрыта за счет увеличения налогов на добычу нефти и газа, - в очередной раз заверил вице-премьер. - Сегодня высокие мировые цены позволяют несколько увеличить налоговую нагрузку на эту отрасль без ущерба.
- То есть для того чтобы сделать такой существенный шаг на пути интеграции, мы сознательно идем на повышение налоговой нагрузки на своих товаропроизводителей, - фактически поддержав вице-премьера, заметил президент, абсолютно не намекая при этом на социальную ответственность бизнеса.
- Да. Но это создаст в перспективе возможности для расширения нашей торговли. И рынки стран СНГ, в первую очередь Украины, Белоруссии, Казахстана, очень важны, также как для них важен рынок России, - патриотично отметил Жуков.