04.08.2004 23:00
    Поделиться

    Памятник полковнику Барсукову

    Он не раз рисковал, чудом избегая смерти. А она не однажды подстерегала русского парня Ивана, родившегося на Ставрополье. На его малой родине, в селе Казгулак, во вторую годовщину смерти по инициативе земляков и коллег, российских пограничников, был установлен бюст. Имя сына фронтовика Петра Барсукова теперь носит бывшая улица Партизанская. Трехтысячный Казгулак как дорогую гостью принимает жену и землячку Ивана Валентину. Познакомились они во втором классе и три года сидели за одной партой. Об этом здесь тоже помнят. Но никто из земляков, родных и друзей не может толком рассказать о боевом прошлом офицера. Афганская тема была строгим табу даже в семье.

    Мне, наверное, повезло больше других: удалось-таки в свое время разговорить бывшего командира десантно-штурмовой маневренной группы. Но чего это стоило Барсукову! Он приходил практически каждый день в течение месяца ко мне, глотал чашку за чашкой крепкий кофе, безжалостно курил... Я уже готова была отказаться от этой затеи. Но Иван Петрович сам назначал день очередной встречи.

    Главной чертой характера Барсукова была ответственность. Афганской войне он отдал полтора года жизни. Звание Героя получил в 1983 году за сотни спасенных солдатских жизней при выполнении спецзаданий. За его голову душманы обещали большую награду...

    В одном из боев группа майора Барсукова в течение восьми часов удерживала занятые позиции и не дала уйти бандгруппе из блокированного района. Майор и двадцать его бойцов отбили двенадцать атак за ночь! Тот бой шел на 160 крохотных метрах огненной земли острова Даркат. Казалось, пули боятся майора. Душманы прорвали оборону и вышли на командный пункт. Свинцовый дождь принял на себя солдат Кальков. После этой ночи Барсуков жил за двоих...

    Молодой скульптор Алексей Павлючик верно выразил характер и личные качества героя-афганца в бронзе и камне.

    Вскоре на именной заставе будет создан музей Барсукова. Тут живут своей привычной жизнью. Выполняют боевые задачи по охране вверенного участка белорусско-польской границы и западного рубежа Союзного государства. Здесь, как и на сотнях белорусских и российских застав, установлен свой рабочий ритм. Дозоры на боевых дежурствах и тревожные выезды при срабатывании сигнализации на контрольно-следовой полосе чередуются с занятиями по боевой подготовке, занятиями со служебными собаками, работой в огороде и на ферме. Здесь нет привычного для воинских подразделений других родов войск распорядка дня. На охрану государственной границы Республики Беларусь-Союзного государства уходят наряды.

    Заместителю начальника заставы по морально-психологическому обеспечению Андрею Серебрянскому охотно помогает священник - отец Георгий Воронко. После заключения соглашения о взаимодействии Православной церкви и Государственного комитета погранвойск Беларуси настоятель Свято-Николаевской церкви деревни Верховичи здесь бывает часто и "окормляет духовные нужды бойцов и офицеров": граница - место беспокойное. Отец Георгий поднимает дух солдат. На заставе освящены все здания. Пограничники говорят - в помещениях легче стало дышать, улучшились взаимоотношения...

    На заставе живут семьи офицеров и прапорщиков, растут дети, самому младшему из которых скоро исполнится год. Для детворы соорудили детскую площадку и спортивный городок. И диву даешься, как не скучают здесь жены, говорят: времени на это нет.

    Начальник заставы капитан Дмитрий Карако немногословен:

    - Охраняем участок белорусско-польской границы на Высоковском направлении. На участке заставы расположен пограничный пункт пропуска "Песчатка", через который границу пересекают автомобили и поезда. Личный состав свои задачи успешно выполняет. По итогам работы в прошлом году застава была признана лучшей в Брестской пограничной группе. Эти позиции стремимся удержать и сейчас.

    Случайных людей тут нет. Например, старший сержант Андрей Полищук отслужил и работает по контракту. Он начальник службы собак. В деревне Каролин, расположенной рядом с заставой, живут его родители. Через год, поднабравшись опыта, Андрей будет поступать на пограничный факультет Военной академии Беларуси. Рядовой Алексей Сурба - из Гродно. Он служит вместе со своей собакой Галс, которую подарили на день рождения родители. Четыре месяца он был курсантом кинологического центра в Сморгони. Готовил Галса к службе на заставе. Волновался лишь в первый тревожный выезд. "Не знал, что меня там ждет. Была ночь. Даже встреча с животным опасна в такое время. Сейчас это привычная работа". Да, без служебной собаки на границе трудно. Пограничники даже шутку придумали: если не нюхает собака, нюхает пограничник.

    Особенность заставы имени полковника Барсукова в том, что именно на этом участке много населенных пунктов. Подобраться к границе не составляет особого труда. Поэтому охранять границу помогает местное население. В школах созданы и работают отряды юных пограничников. Школьники - частые гости на заставе. Кстати, большую часть нарушителей в прошлом году задержали с помощью сельчан. В прошлом году - более 12 нарушителей, в нынешнем незваных гостей пока не видали. Бог миловал.

    До сих пор вспоминают случай, произошедший в деревне Песчатка. Здесь задержали молодого человека, который не ориентировался на местности. Позже установили: приехал нарушитель из Бреста, пересек КПП по документам, но в Польшу не попал. Задержанного доставили на заставу. Через несколько дней в том же районе задержали еще одного нелегала, пришедшего из Польши. Он-то и рассказал: был уговор встретиться в лесном массиве. Не получилось.

    По словам командира Брестской пограничной группы Сергея Хилютича, "вся мера ответственности за охрану границы Союзного государства на брестском участке белорусско-польской границы лежит на белорусских пограничниках. Беспокоят нелегальная миграция, контрабанда. Через пункты пропуска идут в основном российские грузы и транспорт. Здесь производится их оформление. И с этой задачей брестские пограничники справляются. Сейчас стоит вопрос о создании комплексов гостиничного типа для лиц, эммигрирующих в Европу. На деньги из бюджета Союзного государства реконструированы пункты пропуска "Варшавский мост" и "Козловичи-1". Сейчас они соответствуют европейским стандартам. Все вопросы по охране совместной границы Союзного государства решаются в тесном взаимодействии с российским пограничным ведомством. Коллеги приезжают к нам, постоянно обмениваемся информацией. Проблем в плане взаимодействия у нас нет".

    - Как командира, - рассказывает мой собеседник, - меня волнуют абсолютно все проблемы границы: нехватка горюче-смазочных материалов, обновление транспорта, состояние инженерно-технических сооружений. Подобные комплексы сегодня ставит и Польша. Наши инженерные комплексы отвечают современным требованиям, надежны в эксплуатации. Я не вижу необходимости ставить какие-то новые. Модернизировать или ремонтировать нужно. Принципиально обновлять? Такой необходимости нет.

    "Мы давно осознали и почувствовали на собственном опыте, что в одиночку гораздо труднее справиться с проблемами. Вместе мы сильнее". По словам председателя Госкомитета погранвойск-командующего пограничными войсками страны генерал-лейтенанта Александра Павловского, этот лозунг нисколько не устарел. Западные рубежи Союзного государства надежно защищены. В этом убеждаешься всякий раз, когда приезжаешь на белорусские заставы. После вступления Польши в Евросоюз с переносом границ ЕС с Одера на Буг в жизни брестских пограничников ничего не изменилось. Служба идет в привычном режиме.

    А россиянин Иван Барсуков живет в буднях заставы и погрангруппы, продолжая незримо нести службу по охране рубежей Союзного государства. Беларусь стала для него второй родиной. Он полюбил ее в свой первый приезд в Брестскую крепость и остался верен этой земле.

    Тамара Тиборовская

    БРЕСТ

    Поделиться