05.08.2004 01:30
    Поделиться

    Роблес закончил поездку по России

    Альваро Хиль-Роблес рассказывает о своих впечатлениях о поездке по России

    Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес на днях закончил долгую поездку по России, результатом которой станет декабрьский доклад о том, как соблюдаются права человека в России. Первыми впечатлениями о поездке он поделился со слушателями Московской школы политических исследований. Его выступление слышал наш корреспондент.

    Поезд с высокой скоростью

    В Голицыно, на стене фойе-"аквариума" с бесконечно длинным овальным столом, где вот уже десять лет проходит "школа Лены Немировской", напротив окна висит фотография Альваро Хиль-Роблеса с традиционными наушниками на шее и с тем особенным выражением лица, которое только и бывает у официальных людей, когда им можно быть неофициальными в привилегированно интеллектуальной среде. В Московскую школу политических исследований он приезжает почти каждый год, а в школе как легенда пересказывается цитата из его выступления: когда в Испании кончался срок моего омбудсменства, у меня остались всего два друга - король и премьер-министр.

    За 15 дней комиссар Совета Европы проехал 20 тысяч километров по России - от Амура до Краснодарского края, встретился с представителями более ста общественных организаций, политиками, журналистами, священниками.

    - Только не принимайте меня за комиссара Мегрэ, - посоветовал он слушателям школы, - я посетил 22 страны, и в каждой находил недостатки, иногда вопиющие. Мое дело идентифицировать проблемы и предлагать их решение.

    И начал разговор со сравнения России с поездом, стремительно уносящимся вдаль. В этом поезде, по его словам, каждый ищет свое место, наличествуют места первого, второго и третьего класса, и даже вагоны для скота, но почти никто не замечает огромной скорости движения. А многим кажется, что движения нет вообще. Для приезжающего в Россию из-за рубежа как раз движение заметнее всего.

    Маленькая штучка под названием справедливость

    Люди в России, по мнению комиссара Совета Европы по правам человека, больше всего обеспокоены защитой своего экономического статуса, социальными реформами, а вот ценность демократии пока "не тот товар, который бы востребовался". Однако нельзя думать, что государство все решит, подчеркнул Альваро Хиль-Роблес, надо стремиться создавать сильное общество. На его взгляд, в России есть много интересных общественных организаций, хотя и не меньше попыток "их приватизации и манипулирования ими". Так, на совещании в Екатеринбурге, городе, где заметна политическая жизнь и много общественных инициатив, разговор неожиданно уперся в тему "ах, какой у нас губернатор - чудесный, замечательный, просто фантастический!", что вынудило комиссара обратить внимание власти на сотрудничество не только с теми, кто все время говорит "да".

    Комиссар заметил также, что в России редко свободны региональные СМИ, хотя крупные московские газеты и журналы, на его взгляд, занимают достаточно свободную позицию. В краснодарских СМИ во время командировки Альваро Хиль-Роблеса журналисты все время показывали и публиковали совсем не те слова, которые он говорил, что-то важное урезая и опуская, пока тот не заметил на встрече с губернатором: "Нигде еще не накладывали цензуры на мои слова". Губернатор извинился, и наутро все вырезанное, сокращенное и опущенное было представлено читателям и зрителям, хотя вряд ли послужило доказательством наличия свободы слова.

    Несмотря на высокую материальную зависимость местных газет от местной власти, по мнению комиссара по правам человека, сами журналисты все-таки должны прилагать усилия, чтобы "не сдаваться".

    Хотя это весьма трудно сделать в условиях, когда не работает судебная система. Так, в том же Краснодарском крае была осуждена и закрыта общественная организация, а аккурат к приезду комиссара суд в рекордно короткое время - 8 дней - признал ее существование законным. Комиссара по правам человека поразило откровенное сравнение нашего правосудия с большим супермаркетом, куда "приходишь и покупаешь", сделанное одним из российских губернаторов. И так же, как и журналистам, комиссар Совета Европы напомнил российским судьям, что совсем необязательно все дела решать в пользу тех, кто правит. Иногда еще можно сделать "такую маленькую штучку под названием "справедливость".

    Самые открытые и самые толерантные

    Самой открытой госструктурой Альваро Хиль-Роблес признал российских военных - ему предоставили все данные о дедовщине, о рабстве солдат, многие из них он получил в письменном виде, заметив, что мечтал бы и в других странах встретить "такую же транспарентность и прозрачность". Увидеть активисток из Комитета солдатских матерей в казармах, решающих вместе с офицерами проблемы, - это знак сильного общественного воздействия.

    Изменений, по мнению комиссара по правам человека, стоит добиваться в религиозных вопросах. По его мнению, положение о традиционных и нетрадиционных религиях в России должно эволюционировать в сторону уравнивания прав всех конфессий. А самым толерантным городом ему показалась Казань, где православные, мусульмане, протестанты и даже один кюре с уважением отзывались друг о друге и находились в хорошем межконфессиональном диалоге.

    Россия должна преодолеть комплекс неполноценности

    По мнению Альваро Хиль-Роблеса, во взглядах на Россию утвердился такой стереотип: одно дело Москва и совсем другое - инфернальная преисподняя провинции, некая степь, где нет жизни, лишь нищета. Чтобы его избежать, надо начинать ездить по России, считает комиссар по правам человека.

    "Взгляд Запада на Россию должен измениться. Европейские страны отстали от понимания российской реальности. Нам надо научиться смотреть на Россию со скромностью" - таковы рецепты комиссара по правам человека для западных исследователей. А Россия должна преодолеть комплекс неполноценности и понять наконец простую истину: "Вы тоже Европа".

    На вопрос одного из слушателей школы, есть ли Западу чему поучиться у России в вопросах соблюдения прав человека, Альваро Хиль-Роблес ответил, что его поразило уважение к детям в России. Детские дома во многих богатых странах Европы находятся просто в постыдном состоянии, подчеркнул он.

    О Чечне

    В сентябре Альваро Хиль-Роблес снова вернется в Россию, это будет "вторая серия" его поездки в нашу страну, он посетит некоторые республики и Чечню. Его взгляд на ситуацию в Чечне таков: насилие всем надоело по горло, люди в Чечне хотят жить, учить детей, строить свою страну и не становиться жертвами преступников с той и с другой сторон. Именно эти измученные люди должны решить свою судьбу, а не те, у кого "Калашников" в руках, считает Альваро Хиль- Роблес.

    О турках-месхетинцах

    Проблема турок-месхетинцев, часть из которых вот уже несколько лет живут на территории Краснодарского края без гражданства, скорее всего не попадет в доклад комиссара по правам человека, потому что он надеется на ее скорое разрешение. По крайней мере это ему обещали губернатор и полпред президента в Южном федеральном округе.

    Невозможно отстаивать права русских в Латвии и при этом повторять в своей стране что-то подобное, заметил он. В Краснодарском крае проживают около 12 тысяч турок-месхетинцев, примерно 4 тысячи из них получили гражданство, правовой статус оставшихся неясен. Грузия, обещавшая при вступлении в Совет Европы принять назад этот народ, к сожалению, не выполнила свои обязательства. Но вопрос, по мнению Владимира Лукина, может быть разрешен Конституционным судом России.

    Поделиться