Знатока современной фотографии или просто прилежного посетителя московских фотовыставок хьюстонская коллекция может разочаровать - нет открытий и знаменитостей. Но некоторая старомодность привезенных выставок легко объяснима: "Избранное" собрано за двенадцать лет, "Новые имена" - за шесть, так что обе они немного из прошлого века. К тому же сказывается вкус организаторов фестиваля, явно предпочитающих фотографию художественную - сложную, эффектную и многодельную и без каких-либо провокаций и затейливых изысков.
Но хьюстонский FotoFest в отличие, например, от парижского Месяца фотографии за модой и новаторством не гонится. Он занимает свою собственную нишу и известен тем, что молодые фотографы за умеренную плату могут показать здесь свои работы международным экспертам. Так что в Хьюстон едут из разных стран мира за "путевкой в жизнь". И именно выставка молодых авторов кажется наиболее интересной.
Например, серии финского фотографа-странника Пенти Саммалакри, который снимает отдаленные уголки земли, где время остановилось, - цыганские поселения в Венгрии, Соловки, индийские деревни. Природа, люди и животные живут здесь в архаической простоте и любовном единении, без вмешательства цивилизации (по крайней мере, она в камеру не попадает), и черно-белые, маленькие, нарочито безыскусные снимки, на которых они запечатлены, кажутся сделанными много лет назад и оттого особенно милыми. Вообще черно-белой фотографии на выставке много, и она как всегда выглядит эффектно и стильно, особенно работы чешских фотографов, которые представлены в "Ретроспективе".
Но и цвета, и современных технологий на выставках, собранных хьюстонским фестивалем, достаточно. Немец Эразмус Шретер снимал построенные во время войны немецкие бункеры в Нормандии и брошенное советскими войсками оружие на бывшей гэдээровской территории. Снимал по-театральному, подсвечивая прожекторами, отчего бункеры и оружие выглядят как красочная и завораживающе красивая, но театральная бутафория. За новые технологии отвечает выставка американцев Эда Хилла и Сьюзен Блум. Они показывают мультимедийные проекты, испытывая художественные возможности компьютера, при этом одинаково влюблены в цифровые технологии, искусство Казимира Малевича и идеи французского художника-классициста Никола Пуссена.
В общем, 260 работ 23 авторов если и не дают представления о высотах современной художественной фотографии, то вполне способны показать ее мейнстрим.