10.08.2004 00:00
    Поделиться

    Пиво ушло с экранов

    В который раз приходится сетовать, что в дни, столь богатые на события как внешнеполитические, так и внутриаполитичные, в эфире отсутствуют программы, которые на этом могли бы сделать вполне рейтинговые шоу. Так бы мы всю неделю обсуждали, например, антипивной путч, поднятый нашими парламентариями.

    Трудно ли представить, как бы на него откликнулись наиболее популярные программы? В том числе и те, которые сняты с эфира, но еще не позабыты телезрителями.

    Если бы да кабы...

    "Большая стирка". У Андрея Малахова на сцене сидели бы какой-нибудь заслуженный пивовар, алкоголик-бомж, интеллигент-дегустатор, группа "ВИА-ГРА", мальчики-девочки с "Фабрики звезд", известный врач-сексопатолог, неизвестный врач-уролог и Лолита. Все бы они отвечали на один вопрос: способствует ли сексуальной потенции пиво или, напротив, угнетает ее?

    "Культурная революция". Михаил Швыдкой выступил бы с постулатом: "Пивной алкоголизм - не помеха художественному творчеству". И с этим утверждением был бы согласен Бари Алибасов. А возражал бы им обоим Владимир Жириновский. "Владимир Вольфович,- ехидно поинтересовался бы ведущий, - вот есть водка "Жириновский", а почему нет пива "Жириновское"?- "А это не русское зелье. Его нам навязали немцы. От него только пухнешь и в туалет бегаешь".

    "Свобода слова". У Савика Шустера Дмитрий Рогозин объяснил бы, что пиво угрожает национальной безопасности государства Российского, физическому и духовному здоровью русского народа, что вся пивная реклама - это продуманный западный проект, преследующий далеко идущие стратегические цели.

    Зюганов бы сказал о падающем производстве стали и чугуна, о замерзающих пенсионерах во Владивостоке, о поставленном на колени русском народе, которому Кремль промывает мозги пивом, сваренным по рецептам западных политтехнологов.

    Явлинский бы удивился: "Я не понимаю, о чем здесь идет речь. Если мы избрали такую Думу и такого президента, то вот вам и пожалуйста!".

    Новодворская скажет, что ничего в новом законе не видит, кроме как наступления на свободу слова, и что скоро пиво будем пить только на кухнях.

    "Времена". Здесь бы собрались серьезные люди: члены правительства, капитаны пивоваренной индустрии, социологи, маркетологи, пиарщики. В качестве "свежей головы" позвали бы артиста МХАТа Семчева, с которым бы и "Времена" пролетели бы незаметно.

    Завершая программу, ее ведущий Владимир Познер скажет, что сам по себе запрет на рекламу пива ничего не решает, что надо штрафовать тех, кто тянет пиво из бутылок прямо на улице, как это делается на Западе, и что когда мы будем жить не только по писаным, но и по неписаным законам, то тогда и наступят другие времена.

    "Намедни". У Леонида Парфенова на студийном столике будет стоять только что извлеченная из холодильника бутылка пива, слегка запотевшая, с заклеенной этикеткой. Ведущий, не торопясь, достанет открывалку, не торопясь откупорит бутылку, нальет в стакан пенящуюся жидкость и пригубит, после чего будут сказаны вводные слова к ироническому и емкому сюжету о мощностях пивоваренной отрасли, о рекламных бюджетах пивоваренных компаний, о молодежной субкультуре, специфике пивной рекламы, о ее хитроумных приемах. По окончании сюжета Парфенов сделает еще один глоток и добавит: "Губит людей не пиво, губит людей вода". Может быть, он добавит другое, сугубо философическое: "Требуйте дополнительного налива после отстоя пены".

    Эй, подайте таблеток и морковных котлеток...

    Страсть к революционным решениям и радикальным запретам губит людей не меньше, чем пиво, разбавленное водой.

    Если правда, что пивная реклама способна растлить нашу юную поросль, то надо бы заинтересоваться этой самой порослью. Если правда, что наши народные избранники смотрят на запрет рекламы как на панацею, то следовало бы заинтересоваться избранниками на предмет их психического здоровья.

    Хотя в собственном здоровье они как раз более всего уверены. Это довольно распространенное среди моралистов убеждение: считать себя исключением, а всех остальных отдавать во власть правила.

    Не далее как в минувшую пятницу на канале ТВЦ в рамках ток-шоу "Народ хочет знать" обсуждался вопрос о брачных контрактах. Ну и там, между прочим, рассудительным адептам такой формы скрепления союза любящих сердец задавался один нескромный вопрос: а вы сами-то подписали такой документ? И все как один признались, что не подписали и не чувствуют в том необходимости. Потому что у них особенный случай. И, понятное дело, сами они особенные.

    Парламентарии - тоже люди особенные: им все эти рекламные завлекушки по части правильного, золотого, душевного, богатырского, балтийского, невского, нашего или их пива не страшны, на них они не действуют, но жалко молодежь... И дальше начинается демагогия, образцы которой смотрите выше. А какой комедией может кончиться антипивной путч, смотрите ниже.

    После отстоя пены

    По каналу "Культура" в цикле "Документальная камера" киновед Андрей Шемякин рассказал и показал, как в 60-е годы проделывались дыры в "железном занавесе", отделявшем советских граждан от Запада. Первой "дырой" стал Ив Монтан, следующей - зарубежное кино, джаз, рок, затем московский кинофестиваль, фестиваль молодежи.

    Если железный занавес оказался изрешеченным, то что нам антипивная завеса на телеэкране! Даже смешно.

    Реклама пива, можно утверждать заранее, никуда не денется, она примет иные формы. Она заговорит эзоповым языком. Тем более, что опыт есть по части рекламы крепкого алкоголя.

    Основные пивные бренды настолько раскручены, что нет никакой нужды бесконечно уверять в специфическом вкусе того или иного напитка, обещать даруемые им радость, счастье, успехи в личной и в общественной жизни - довольно будет просто напоминать о бренде. Для этого пивоваренной компании надо запустить линию ситро или минералки, а еще лучше безалкогольного пива под своей маркой, для рекламы которой уже не будет никакого законного препятствия.

    В условиях цензурного гнета эффективна также антиреклама пивного продукта. Это как при железном занавесе - протаскивали в эфир джаз и рок под видом сатиры на то и другое.

    А есть еще народные юмористы, для которых антипивной закон - просто подарок судьбы. И станет он с их помощью анекдотом. Большей рекламы пиву и быть не может.

    *  *  *

    В предчувствии олимпийских трансляций федеральные телеканалы озаботились специзысканиями о Московской Олимпиаде. Получилась интересная и поучительная сага о том, как советская власть пыталась сама приподнять железный занавес, и что из этого вышло. Сага не закончена: на "Первом" в нынешний вторник будет показана программа "Олимпиада-80". Битва за Москву". Посмотрим и вернемся к теме в следующем телеобзоре, когда уже грянет битва при Афинах.

    Поделиться