10.08.2004 00:00
    Поделиться

    Питьевая вода вытесняет газировку

    Массовое производство прохладительных напитков началось у нас в начале 90-х годов прошлого века. Однако серьезное оживление на рынке началось только в 2000 году, когда объемы производства выросли на 9 процентов. А уже в 2001 году объем производства составил 261 миллион декалитров. Аналитики оценивают российский рынок прохладительных напитков в 2003 году в 3,5 миллиарда долларов. По прогнозам экспертов рост рынка безалкогольных напитков в 2004 году составит около 15 процентов. При этом темп роста рынка соков и нектаров составит 20 процентов, а сладких газированных напитков - лишь 8 -10 процентов.

    В Европе в прошлом году рост в категории соки и нектары составил 5,6 процента, тогда как рынок безалкогольных напитков в целом вырос лишь на 4 процента, а потребление сладких газированных напитков увеличилось всего на 2 процента.

    И все же, по данным маркетингового агентства GfK, в 2003 году около 93 процентов проданных в России прохладительных напитков были газированными, 7 процентов - негазированными. Потребление газировки в прошлом году в физическом выражении сократилось на 7 процентов, а негазированных напитков выросло на 9 процентов.

    В настоящее время на рынке в основном представлена продукция российского производства. На импорт, по оценкам экспертов, приходится не более одного процента. Это в основном дорогие минеральные воды из Грузии и европейских стран. Что касается крупнейших зарубежных производителей популярных безалкогольных напитков, то все они имеют свое производство в России.

    Совокупная доля чисто российских производителей прохладительных напитков, по мнению экспертов, составляет чуть больше 43 процентов.

    Российский рынок довольно специфичен. Как отмечают производители, Россия заметно отстает от Европы и Америки по объему потребления прохладительных напитков. Это связано с тем, что среди населения популярны домашние заготовки - морсы, компоты, квасы и т.д. Часто на улицах города можно увидеть подростков, которые всюду считаются потенциальными потребителями прохладительных напитков, с бутылкой пива в руках. Повсеместно пропагандируя свою продукцию, производители пива отбирают часть молодежной аудитории у безалкогольного рынка. Также в нашей стране традиционно высоко потребление чая и кофе. Среднедушевое потребление безалкогольных прохладительных напитков в переломном для отрасли 2000 году составило 27,6 литра на душу населения. В то же время чая и кофе среднестатистический россиянин выпивал 62,2 и 9,7 литра соответственно.

    Однако, по мнению основных участников рынка, отрасль в целом стабильно развивается.

    Еще одной спецификой российского рынка безалкогольной продукции является направленность производства на газированные напитки с вкусоароматическими добавками. Лимонады, например, занимают 60,6 процента рынка.

    Сегмент лимонадов с фруктовым вкусом отличается своими особенностями. Очень часто само название лимонада ("Ананас", "Клубника", "Апельсин" и т.д.) подчеркивает его вкус и способствует выбору потребителя. Результаты исследований показывают, что лидерами вкусовых предпочтений потребителя являются апельсин, лимон, ананас и яблоко. Эксперты считают, что вкус напитка является главным фактором, определяющим выбор потребителя. За ним следуют цена и известность торговой марки.

    Недорогая газировка отечественного производства наибольшей популярностью пользуется у людей с невысоким уровнем достатка. Более обеспеченные потребители, которые заботятся о своем здоровье, отдают предпочтение минеральным водам. В связи с этим основные участники рынка прохладительных напитков начинают проявлять активность в сегменте минеральных и питьевых вод.

    На фоне конкурентных войн, разворачивающихся среди производителей лимонадов, набирает обороты сегмент минеральных и питьевых вод. К примеру, на московском рынке доли этих товарных категорий составляют 23 и 12 процентов соответственно.

    Эксперты отмечают тенденцию к увеличению потребления питьевых вод. Это связано с тем, что она начинает использоваться для приготовления пищи.

    Сегмент энергетических напитков считается одним из самых молодых на российском безалкогольном рынке. В состав энергетических напитков входят кофеин, гуарана и таурин, которые стимулируют работу всего организма. На данный момент доля этих напитков мала, и они вряд ли станут таким массовым товаром, как соки, вода, лимонады.

    Особо следует отметить сегмент прохладительных напитков на основе холодного чая, который переживает бурный рост. Холодный чай и кофе пользуются заслуженной популярностью и в США, и в Европе - объем этого быстрорастущего рынка оценивается экспертами в 23 миллиарда евро. По данным Deutsche Bank, в мире продажи холодного чая и кофе, которые относятся к категории готовых к употреблению (ready-to-drink) напитков, достигли 4 процентов общего объема рынка прохладительных напитков. На российском рынке доля таких напитков пока мала, но в этом году они стали "хитом сезона" и потому следует ожидать бурного роста этого сектора.

    По данным "ИТКОР", больше всего безалкогольных напитков и минеральной воды покупают на улице: в ларьках, палатках, киосках. На уличную торговлю приходится 43 процента продаж безалкогольной продукции. Поскольку прохладительные напитки употребляют больше летом, чем зимой, самыми доступными местами для их покупки и являются уличная торговля, а также небольшие продовольственные магазины. На рынках удобнее закупать мелкооптовые партии прохладительных напитков тем, кто постоянно использует их для питья и приготовления пищи. Самый маленький процент продаж напитков выявлен в супермаркетах.

    Маркетинговые исследования показали, что почти три четверти потребителей покупают прохладительные напитки в пластиковых бутылках. Доли покупателей напитков в стекле и жести значительно ниже - в 5 - 7 раз.

    Почти половина респондентов пьют прохладительные напитки до двух раз в неделю, треть - 2 - 4 раза в неделю и около четверти - более четырех раз.

    Наибольшее число потребителей (51 процент) придерживается при покупках среднего уровня цен (10 - 20 рублей), что говорит об относительной сбалансированности рынка.

    Поделиться