10.08.2004 01:00
    Поделиться

    Спецсчета для борьбы с фирмами-однодневками

    Ни для кого не секрет, что в последние три-четыре года широкое распространение получили схемы, направленные на незаконное возмещение (зачет) сумм НДС, оплаченное налогоплательщиками поставщикам материальных ресурсов без уплаты последними сумм НДС в бюджет. Причем такое положение относится как к случаям неправомерного возмещения сумм НДС при экспорте, так и при осуществлении налогооблагаемых операций на территории Российской Федерации. Для этого широко используются компании-однодневки, специально создаваемые для этих целей.

    В результате складывается ситуация, при которой темпы роста возмещения по НДС стали в значительной степени опережать темпы роста начислений по этому налогу, что приводит к недополучению государством сумм налога в особо крупных размерах. При росте поступлений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в 2003 году по сравнению с 1999 годом в 3,4 раза сумма возмещения налога экспортерам увеличилась в 7,4 раза.

    При росте валового внутреннего продукта в 2003 году по сравнению с 2002 годом в текущих ценах на 22,6 процента суммы вычета (возмещения) налога по внутренним операциям выросли на 35,5 процента, суммы, подлежащие возмещению по экспортным операциям, - на 45,3 процента.

    Увеличивается доля указанных вычетов (возмещения) и по отношению к начисленной сумме налога. Так, если в 2002 году сумма налоговых вычетов составила 2941,8 миллиарда рублей, или 78,7 процента от начисленной суммы, то в 2003 году сумма вычетов составила уже 3986,1 млрд. рублей, или 81,3 процента.

    В рамках действующего налогового законодательства могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому смыслу и сути налога на добавленную стоимость.

    В целях борьбы с этим налоговые органы вынуждены осуществлять дополнительные меры налогового контроля, которые, несмотря на высокие издержки по администрированию, часто, не отличаясь высокой эффективностью, приводят к задержке возмещения НДС из бюджета (в первую очередь - при экспорте), вызывая справедливые нарекания со стороны добросовестных налогоплательщиков, а также создавая условия для коррупции в налоговых органах.

    Мерой, направленной на пресечение такой практики, как раз могло бы стать введение системы уплаты налога на добавленную стоимость на специальный счет (НДС-счет).

    С таким предложением Счетная палата Российской Федерации еще в апреле 2002 года обратилась к президенту Российской Федерации.

    Правительством Российской Федерации в начале 2003 года была образована рабочая группа по изучению вопросов применения специальных счетов для уплаты НДС. В результате изучения международного опыта (в частности опыта Болгарии) и анализа поступивших предложений Минфином России, МНС России с участием Банка России разработана модель применения НДС-счета, которая в октябре прошлого года была в принципе одобрена правительством Российской Федерации. Тем не менее под воздействием яростного сопротивления недобросовестных налогоплательщиков, организовавших массированную атаку на НДС-счета, в том числе в средствах массовой информации, до настоящего времени эта модель не обрела своего права на существование.

    Удивительно, что с критикой мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, выступает Палата налоговых консультантов - организация, созданная для подготовки специалистов по обеспечению соблюдения российского налогового законодательства.

    При этом критика носит достаточно абстрактный характер. Чего только стоит фраза: "введение НДС-счетов будет иметь крайне негативные последствия для частного бизнеса, для экономики страны в целом и в конечном итоге для доходов бюджета", а также приведет к "изъятию значительного объема оборотных денежных средств у организаций и предпринимателей - физических лиц".

    Конечно, нельзя не понимать, что введение НДС-счетов приведет к определенным сложностям. Это - временное отвлечение из хозяйственного оборота налогоплательщиков некоторой части средств, числящихся на НДС-счетах, поскольку средства с них можно будет направить только на расчеты, связанные с этим налогом. По экспертной оценке, это 100-120 миллиардов рублей. Но надо при этом учитывать три обстоятельства.

    Во-первых, значительная часть этих средств является деньгами государства, а не налогоплательщика. Ведь сегодня государство в определенной мере кредитует налогоплательщика за счет того, что НДС платится через 20 дней после истечения налогового периода, который определен по данному налогу как календарный месяц.

    Во-вторых, авторы почему-то не учитывают, что налогоплательщики не только получили уже в текущем году компенсацию в виде снижения НДС с 20 до 18 процентов основной ставки налога, что высвобождает в обороте предприятий около 100 миллиардов рублей, что отменен налог с продаж (а это 70-80 миллиардов рублей), а с 2005 года в результате предполагаемого снижения ставки Единого социального налога (ЕСН) в распоряжении налогоплательщиков дополнительно появится еще не менее 170 миллиардов рублей.

    И, наконец, в-третьих. Проблема уменьшения свободных средств касается только части налогоплательщиков. Надо иметь в виду, что в настоящее время из-за медленной процедуры возврата НДС экспортерам у них ежегодно отвлекается около 100-120 миллиардов рублей.

    Тезис авторов статьи о том, что "данная мера повлечет рост инфляционных процессов в стране, поскольку возрастает спрос на деньги, мягко говоря, экономически неточен. Никакого "спроса на деньги" не возникнет, поскольку у банков появится существенный кредитный ресурс, который должен быть задействован на кредитование экономики. Не ясно, кроме того, как возрастание спроса на деньги может вызвать инфляционные процессы? Инфляцию порождают как раз обратные процессы - излишние деньги в обращении.

    Ничем не подкреплены и не соответствуют действительности тезисы авторов о возрастании издержек организаций и предпринимателей - физических лиц на администрирование, связанное с исполнением обязанностей налогоплательщика.

    Между тем опыт применения НДС-счетов в Болгарии говорит, что никаких серьезных проблем с администрированием у налогоплательщика не возникает. Об этом в N 4 журнала "Налоговая политика и практика" пишут болгарские специалисты - работники минфина Болгарии. Цитирую: "...как отмечали представители бизнеса, дополнительные затраты, связанные с введением НДС-счетов и соответствующей отчетности, оказались не так велики, как это вначале многие предполагали. В частности, дополнительный персонал не набирался ни мелкими, ни крупными компаниями". Как отмечается в цитируемой статье, практически не увеличивается и объем работы у коммерческих банков.

    Система НДС-счетов должна обеспечить прозрачность движения сумм налога, сделает невозможными нынешние "серые" схемы незаконного изъятия средств из бюджета, позволит увеличить размер поступлений НДС на сотни миллиардов рублей (по различным оценкам, от 100 до 200 миллиардов рублей). Указанный механизм позволит отслеживать проведение операций в режиме, близком к режиму "реального времени", существенно ускорится процедура возврата налога экспортерам, на что сейчас во многих случаях уходит по несколько месяцев. В той же статье отмечается, что в Болгарии срок возмещения НДС не превышает 45 дней, что, по европейским меркам, считается почти идеалом.

    Между тем предлагаемые авторами статьи меры по совершенствованию администрирования НДС совершенно не новы. Они представляют собой в основном набор декларативных заявлений. Это касается, в частности, предложения о применении усовершенствованного механизма счетов-фактур. Предложение правильное. С ним, как говорится, не поспоришь. Но оно никак не сможет пробить брешь в системе воровства денег через фирмы-однодневки (промежуточных поставщиков), исчезающие до момента уплаты в бюджет налога, перечисленного им контрагентом - покупателем продукции.

    Предлагаемый авторами возврат к введению оборотных налогов в форме налога с продаж для малого и среднего бизнеса противоречит положениям проводимой налоговой реформы.

    Что бы мы ни придумывали в части ужесточения контроля, все равно в налаженной схеме увода денег наткнемся на ту же исчезнувшую фирму-однодневку, по обязательствам которой налогоплательщик-покупатель по закону не отвечает и на вполне законном основании требует и получает возмещение уплаченного этой фирме налога на добавленную стоимость.

    Кстати, введение вместо НДС налога с продаж не только в розничной торговле, но и для всего малого и среднего бизнеса, как это предлагают авторы, приведет к серьезным негативным экономическим последствиям, и прежде всего к невиданному росту инфляции за счет мультипликативного эффекта повышения цен на всех стадиях продвижения товаров.

    Предлагаемое авторами статьи внедрение системы предварительной уплаты НДС в бюджет никак не согласуется с позицией самих авторов, поскольку оно в не меньшей степени повлияет на отвлечение средств из оборота налогоплательщиков, чем введение системы НДС-счетов.

    Поделиться