Причина новаций правительства по оплате первых дней болезни все та же: с 2005 года ЕСН снижается с нынешних 35,6 до 26 процентов и соответственно уменьшаются отчисления во все три внебюджетных фонда - Пенсионный, обязательного медицинского и социального страхования. ФСС, по различным оценкам, в будущем году не досчитается от 14 до 20 миллиардов рублей, поскольку в результате реформы ЕСН отчисления в него сократятся с 4 до 3,2 процента от фонда оплаты труда.
Чтобы компенсировать эти потери, в минфине и было подготовлено предложение: обязать предприятия часть высвобождающихся за счет снижения ЕСН средств направлять на оплату первых трех дней по больничным своих работников. Идея, кстати, отнюдь не ноу-хау: четыре года назад Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект с аналогичным предложением. До второго чтения, правда, тогда не дошло. Но в прошлом году при верстке бюджета фонда социального страхования на 2004 год, когда под угрозой нехватки финансирования оказался летний отдых детей, вопрос о трех днях вновь активно дискутировался. "Прореху" в бюджете все же удалось затянуть, работодатели успокоились. Теперь ясно, что только на время.
По оценке КСОРР, если решение будет принято, предприятиям придется потратить на оплату больничных в 2005 году 47-50 миллиардов рублей. Что фактически приведет не к уменьшению, а увеличению нагрузки на фонд оплаты труда - примерно на один процентный пункт. Причем в худшем положении окажутся законопослушные предприятия, выплачивающие легальные высокие зарплаты, дающие работу женщинам, инвалидам, пожилым, то есть категориям, относительно чаще других пользующимся больничными листами.
ФНПР, в свою очередь, полагает, что положение этих менее конкурентоспособных работников неизбежно ухудшится. И сегодня частные фирмы зачастую "выдавливают" их. Даже несмотря на то, что с финансовой точки зрения сегодняшняя оплата больничных из средств соцстраха означает для работодателя экономию фонда оплаты труда. Обо всем этом и написали премьеру М. Фрадкову лидеры КСОРР и ФНПР Олег Еремеев и Михаил Шмаков.
Впрочем, в правительстве превалирует иной подход. Во-первых, "надо делиться". Если уж бизнес выиграл от снижения ЕСН 215-280 миллиардов рублей, часть из них обязательно нужно отдать на социальную защиту работников. А во-вторых, если работодатель будет принимать участие в оплате больничных, он, с одной стороны, станет лучше заботиться о здоровье сотрудников (например, прививать их накануне эпидемий гриппа), а с другой, внимательнее отслеживать "липовые" больничные. Да и расходы, которые понесет бизнес, в правительстве считают иначе: они составят порядка 22 миллиардов в год.
Продолжаются споры и вокруг так называемых "нестраховых выплат", то есть тех расходов ФСС, которые не идут прямиком на возмещение потери заработка по болезни (в чем, собственно, и состоит квинтэссенция социального страхования). Работодателям, например, не нравится, что фонд финансирует детские спортивные школы. "Нестраховыми" расходами также считаются пособия матерям по рождению детей, санаторно-курортное обслуживание. Но кто, если не фонд, может взять на себя эти функции? Региональные бюджеты? Им бы с реформой льгот в будущем году справиться...
Хотя формально вопрос отложен на осень, когда придет время вносить поправки в Налоговый кодекс, ситуация обострена уже сейчас. Ведь фактически началась предварительная верстка бюджета ФСС на 2005 год, и тема больничных при этом остается ключевой.