В 1967 году, когда "Россию" построили, ей принято было гордиться. Во-первых, как самым большим отелем мира, что было засвидетельствовано в Книге рекордов Гиннесса. Во-вторых, как образцом соединения строй и новой Москвы, поскольку древние храмы и боярские палаты, сохранившиеся в Зарядье, на фоне нового огромного здания смотрелись "жемчужинами". Правда, с этим утверждением москвичи не были согласны - махина новой "России" мало кому нравилась и древние здания она явно подавляла. По иронии судьбы, главным архитектором гостиницы был Дмитрий Чечулин, автор не только двух московских высоток - на Котельнической набережной и гостиницы "Пекин" - но и большой пропагандист идеи высотного строительства. На месте, где выросла "Россия", должна была быть построена по проекту Чечулина, еще одна, восьмая, московская высотка. Но государственная политика в области архитектуры с приходом к власти Хрущева призвала бороться с архитектурными излишествами и вместо советских небоскребов требовала возводить приземистые "кубы".
"Россия", занимающая целый квартал у стен Кремля, конечно, не так дорога глазу и сердцу московского жителя, как гостиница "Москва", демонтаж которой сейчас как раз закончился. И может быть, не стоило бы о ней жалеть, если бы не угроза сноса и реконструкции других столичных построек советского периода - универмага "Детский мир" и гостиницы "Пекин". Эти здания, как и "Россия", прожили для архитектурного сооружения катастрофически короткую жизнь, они, можно сказать, умирают молодыми. А с ними уходит в прошлое та городская среда, которая и кажется москвичам родным городом. Понятно, ради чего это делается: земля в центре столицы очень дорогая и на нее всегда найдутся инвесторы, готовые возвести новые гостиничные корпуса повышенной звездности. Но никакая новая архитектура - а пока Москва не может похвастаться свежими архитектурными шедеврами - не может заменить исторического города.