Треть сенаторов уволена

Как и следовало ожидать, проект был одобрен абсолютным большинством сенаторов. Хотя многие члены СФ грозились голосовать против этого закона, поскольку Дума и правительство не одобрили целый ряд очень важных для сенаторов поправок. Такое отношение к предложениям сенаторов во многом симптоматично.

Меньше парламентариев - хороших и разных

В целом закончившаяся сессия СФ выдалась достаточно спокойной. Верхняя палата за истекшие восемь с половиной месяцев рассмотрела в общей сложности 124 законопроекта. Согласно давно устоявшейся традиции, практически все проекты, присылаемые Госдумой, безоговорочно одобряются Советом Федерации. Не стала исключением и нынешняя сессия. Совет Федерации отклонил лишь два законопроекта. В одном из них предлагается внести поправки в Закон "О Счетной палате РФ", уточняющие порядок формирования этого органа. Во втором отклоненном законопроекте содержатся поправки в Налоговый кодекс, в которых говорится о необходимости передачи в ведение федерального центра львиной доли налоговых сборов от водопользователей (ранее эти налоги оставались в казне регионов). Поправки в Налоговый кодекс, из-за которых регионы потеряют миллиарды рублей, сенаторы к концу сессии все же приняли. А вот изменения в Закон "О Счетной палате РФ", одобренные Госдумой, многих из них не на шутку возмутили. В изменениях предлагалось наделить президента полномочиями представлять на рассмотрение Госдумы и Совета Федерации кандидатуры председателя Счетной палаты и его заместителя. До сих пор формированием этого главного органа финансового контроля в нашей стране занимался исключительно парламент. Счетная палата создавалась именно как орган парламентского контроля. Президент же - глава исполнительной власти. Законопроект был в итоге отклонен. Впрочем, как убеждено руководство палаты, этот проект будет одобрен сенаторами уже нынешней осенью.

Пожалуй, самый яркий эпизод в истории завершившейся сессии связан не с деятельностью самой палаты, а с участием спикера СФ Сергея Миронова в президентской избирательной кампании. До сих пор коллеги и подчиненные Миронова гадают, какие силы заставили их шефа выдвинуть свою кандидатуру на высший пост в государстве.

Региональные начальники относятся к своим сенаторам как к простым подчиненным.

Кстати, действующий президент уже после выборов посетил Совет Федерации - 9 июля Владимир Путин принял участие в заседании Совета законодателей, которое прошло в верхней палате парламента. Глава государства посоветовал съехавшимся в Москву руководителям законодательных собраний из субъектов Федерации энергичнее заняться поиском "механизмов реального финансового обеспечения обязательств и полномочий, возложенных на региональные власти в связи с проводимой административной реформой". Региональные спикеры пообещали в ближайшее время составить свои предложения и прислать их в президентскую администрацию. Сумеет ли Совет Федерации помочь местным властям, сказать трудно: палата не раз голосовала за такие законы, которые напрямую ущемляли финансовые интересы регионов.

Впрочем, ряд важных законов пришелся именно на эту сессию. К примеру, в марте этого года Совет Федерации утвердил закон об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. У истоков этого объединения стоял сам Миронов, при участии которого проходили переговоры между руководителями Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. И хотя Сергей Миронов сейчас наотрез отказывается говорить что-либо конкретное относительно слияния других регионов, в палате активно разрабатываются проекты слияния Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Обсуждаются также планы относительно объединения Бурятского автономного округа с Читинской областью. Скорее всего уже по ходу осенне-зимней сессии эти проекты будут обнародованы.

Кстати, объединение регионов приведет к тому, что количество сенаторов заметно поубавится. Как признался "РГ" один из руководителей Совета Федерации, самой палате, а в конечном итоге и всей стране, это пойдет только на пользу.

Нарушители закона из верхней палаты

Одна из "болезней" Совета Федерации связана с поведением самих сенаторов: в Совете Федерации начало множиться число уволенных парламентариев, не желающих покидать свои кресла и готовых воспользоваться любой юридической уловкой для того, чтобы остаться в палате.

Предпосылки этих проблем возникли как минимум четыре года назад, когда был изменен порядок формирования Совета Федерации, в результате чего кресла сенаторов вместо губернаторов и глав законодательных собраний регионов заняли назначенцы. Половина нынешних членов СФ назначена региональными администрациями, другая половина - законодательными собраниями. "Изгнание" из Совета Федерации губернаторов и глав законодательных собраний имело определенный смысл - ввиду своей занятости они все равно не могли подолгу находиться в Москве. Предполагалось, что сенаторы-назначенцы будут работать в парламенте на постоянной основе, а значит, более профессионально и качественно. Однако на деле все получилось не совсем так.

Член СФ в любой момент и без объяснения причин может быть уволен тем региональным органом власти, который его делегировал в палату. Региональные начальники относятся к своим сенаторам как к простым подчиненным и увольняют их десятками за год (штатная численность палаты - 178 человек), что фактически поставило под угрозу стабильное положение Совета Федерации.

- За минувшую сессию по разным причинам были прекращены полномочия 48 членов Совета Федерации. Процесс отзыва сенаторов в последние восемь месяцев явно ускорился. Этому есть и объективные причины: во многих субъектах Федерации прошли выборы, были избраны новые губернаторы, новые региональные парламенты, которые решили поменять своих сенаторов. Всего же с января 2002 года, когда формирование Совета Федерации окончательно перешло на новую основу, были отозваны в общей сложности 87 парламентариев, 52 из них - досрочно. Таким образом примерно за два с половиной года состав палаты сменился почти наполовину. Это очень много. Мировая практика свидетельствует, что для того, чтобы парламент нормально работал, его состав в течение одного созыва - то есть в среднем за четыре года - не должен меняться более чем наполовину. В Совете Федерации ротация сенаторов происходит в два раза быстрее, - рассказал "РГ" глава Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев.

Естественно, что благодаря такой "жестокой ротации" должность сенатора котируется не слишком высоко, хотя формально она и приравнена к министерской. Многие сенаторы даже не успевают толком приступить к работе - к примеру, от Пензенской области за последние два года сменились три представителя.

В ходе нынешней сессии кадровая неразбериха внутри палаты привела к новым скандалам. Этой весной и в начале лета сразу два уволенных сенатора публично отказались добровольно уходить со своих постов - один из сенаторов представлял Законодательное собрание (Суглан) Эвенкийского АО, другой - Областную Думу Курганской области. Отозванные парламентарии попытались через суд обжаловать свое увольнение, заявляя, что региональные парламенты провели процедуру их отзыва с нарушением регламента. Тем временем и Суглан, и курганская Облдума назначили новых своих представителей в Совет Федерации. Однако "новые" сенаторы долгое время не могли приступить к исполнению своих обязанностей, поскольку "старые" отказывались уйти в отставку и не хотели освобождать свои кабинеты. Причем сам Совет Федерации демонстративно встал на сторону уволенных сенаторов.

- В Законе о статусе члена Совета Федерации существуют противоречия, которые необходимо ликвидировать. С одной стороны, полномочия любого члена Совета Федерации прекращаются в тот момент, когда региональный орган власти принимает решение о его отзыве. С другой стороны, в упомянутом законе говорится, что официально прекратить полномочия сенатора должен Совет Федерации на своем заседании. А палата отказывалась рассматривать вопрос об отставке двух отозванных сенаторов, ожидая вердикта суда по их делам. Решение вопроса об отзыве парламентариев затянулось, что, конечно же, можно расценивать как нарушение закона. Но кто может приказать Совету Федерации соблюдать законы? - рассказал "РГ" Николай Тулаев.

Таким образом интересы двух крупных российских регионов в парламенте долгое время представляли граждане, полномочия которых формально были прекращены. Кстати, за последние полтора года было более десяти случаев, когда сенаторы пытались через суд оспорить свой отзыв. Чаще всего парламентарии в таких случаях выигрывают. Впрочем, двум упомянутым сенаторам выиграть свои дела в суде не удалось, и на состоявшемся 8 августа заседании палата одобрила их отзыв, положив конец кризису.

Однако подобного рода истории и высокая текучесть кадров, по словам Тулаева, "вредят Совету Федерации и лишают палату полноценной законодательной работы". Чтобы покончить с этим, Сергей Миронов на заседании СФ 23 июня этого года предложил коллегам одобрить проект поправок в Закон о статусе члена Совета Федерации. Спикер придумал довольно простой ход: он предлагает сделать процедуру отзыва сенаторов такой же, как и у депутатов Госдумы, которых отозвать фактически невозможно.

В соответствии с предложениями Миронова, досрочно отозвать члена Совета Федерации можно будет в лишь в пяти случаях: если он откажется от российского гражданства, будет приговорен к тюремному заключению, добровольно напишет заявление об уходе, лишится дееспособности либо будет назначен на иную государственную должность. Разумеется, сенаторы единодушно одобрили эти поправки, которые теперь должна еще рассмотреть и одобрить Госдума. Ожидается, что Закон о статусе члена СФ будет принят нынешней осенью. Тот факт, что депутаты все-таки избираются в результате всенародного голосования и, следовательно, отражают взгляды населения, а сенаторы назначаются узким кругом лиц, Сергея Миронова не смущает. Он не устает говорить о том, что порядок формирования Совета Федерации планируется радикальным образом изменить, и членов СФ в скором времени будут также избирать при помощи всеобщих выборов. Правда, в ходе прошедшей сессии никаких шагов в сторону этой реформы предпринято не было.