12.08.2004 00:30
    Поделиться

    На Припяти ловят крокодилов

    Зоологи считают, что природа Белорусского Полесья до сих пор хранит немало тайн

    Жить гораздо интереснее, если верить, что рядом, возможно, притаилось чудо. И не просто верить, а искать с ним встречи. Руководитель калужской группы по изучению тайн и загадок Земли "Лабиринт" Андрей Перепелицын приехал недавно на поиски чуда в белорусский Пинск. Среди его коллег - российских "аномальщиков" - недавно распространилась информация о том, что в болотах по берегам Припяти обнаружены крокодилообразные существа. Сказать "крокодилы" мне не позволяет только профессиональная привычка подбирать выражения, а Перепелицыну - главная заповедь исследователей непознанного: "Все допускать, но ничему не верить".

    Следы крокодилообразных на Полесье калужанин обнаружил быстро, правда, пока лишь в местном фольклоре. В деревне Стайки, что расположена в районе Гнилой Припяти - большом урочище к югу от Пинска, до сих пор живы предания о земноводном по прозванию "смутак" - хозяине болота. Песни о "большом змее" спели Перепелицыну в селении Паре. А историю про "короля-ужа" рассказали в деревеньке Альманы, что на Столинщине. Смеяться не надо - предания и песни сельчане не сочиняют "влет" и без причины. Вообще, тщательный сбор и вдумчивый анализ фольклорного материала являются одними из главных исследовательских приемов такой науки, как криптозоология, ведущей поиск животных, существование которых не является доказанным и признанным. В криптозоологии такие виды получили название "криптиды". Вспомним шотландского Несси - героя многих газетных сенсаций второй половины прошлого столетия. Или "летучего гада", якобы гнездившегося в болотах на севере Ленинградской области.

    В летописях Киевской Руси змееподобных существ на коротких лапах, обитавших, по свидетельствам очевидцев, в новгородских, околоднепровских болотах и некоторых других местах, именовали "лютии звери - коркодили". Возможно, их же рисовали на шаманских бляхах финно-угорские племена; найдены сотни изображений "коркодила" с непропорционально большой головой и длинным изогнутым рогом на нижней челюсти. Совсем не исключено, по мнению Андрея Перепелицына, что где-то "коркодилы" живут и благоденствуют до сих пор.

    Впрочем, свидетельства о припятском крокодиле, собранные калужским исследователем, оказались не столь сенсационными. И тем не менее Андрей остался доволен результатами поездки. Повторять его путь через Гнилую Припять я не стал. Вместо этого решил обсудить саму возможность существования "криптид" на юго-западе Беларуси с зоологом, ведущим научным сотрудником отдела проблем Полесья Национальной академии наук Беларуси Виктором Демянчиком.

    - Не может быть, чтобы такая труднопроходимая местность, как Белорусское Полесье, существовала "без ничего" в народном творчестве, - поддержал криптозоолога представитель официальной науки. - Еще в 1903 -1906 годах пытливый исследователь, граф Василий Шнитников, работая на Пинщине, отмечал, что этот регион обладает чуть ли не самой густой речной сетью на территории Российской империи. И водоплавающему гаду вроде крокодила там есть где спрятаться.

    - Вы серьезно?

    - Вполне. Два года назад мне приходилось слышать рассказ рыбаков в Столинском районе, видевших, как ночью на берег Припяти выползало огромное, метров пять длиной, существо. Было это недалеко от места впадения в Припять речки Случь, между Микашевичами и Ольшанами.

    - Так как же это можно объяснить?

    - Знаете, у нас на реке Мухавец, в черте Бреста, есть место, где в мае можно наблюдать удивительную картину. Из воды у самого берега вдруг показывается огромная голова, похожая на бычью, а за ней - мощное туловище. Голова некоторое время покачивается над водной гладью, затем исчезает. Кто бы, вы думали, это мог быть? Ответ науке известен: сом обыкновенный. Встречались представители этого вида весом до 350 килограммов и длиной до пяти метров - размеры самого большого в мире нильского крокодила. Конечно, немногие видели такую рыбину живьем. И поверьте, те, кому посчастливилось, испытывали настоящее потрясение.

    При таких огромных размерах сом далеко не всегда может найти себе подходящее пропитание в реке. Разве что проглотит сородича поменьше весом. Или идет на мелководье и ловит, например, бобра, маленькую косулю, подошедшего к водопою кабанчика и т.д. Плюс ко всему сом, исходя из своей морфологии - внешнего строения тела, - в критических случаях может вылезать из воды и ползать по берегу, как и некоторые более мелкие рыбы - те же вьюн и налим.

    - Объяснение правдоподобное. Но что, если не сом?

    - Ну, если не сом, тогда остается белуга - самая большая пресноводная рыба планеты, весом до тонны. Еще в начале прошлого века белуги встречались в водах Днепра и даже Припяти. Нынче в Беларуси белугу не сыщешь. Единственный оставшийся у нас представитель осетровых - стерлядь, которая, возможно, еще плавает в Припяти.

    - А мог бы прижиться в белорусских водоемах настоящий крокодил, если бы какой-нибудь состоятельный шутник рискнул привезти его из Африки и выпустить здесь на волю?

    - В середине прошлого века по Мухавцу уже плавал крокодил. Его тогда заметила женщина, гулявшая с ребенком по набережной. Испугалась, закричала, позвала милиционера. Тот принялся палить в рептилию из пистолета. А крокодилу хоть бы хны! Собралась толпа. Нашлись смельчаки, пожелавшие изловить пуленепробиваемого гиганта. И изловили. Крокодил оказался... хорошо набитым чучелом крокодила. Сейчас оно находится в музее Брестского госуниверситета имени Пушкина. А если без шуток, то пребывание в белорусских водоемах настоящего крокодила исключено, даже если бы его привезли и выпустили туда. Не переживет зимовку.

    - Выходит, криптозоологи из Калуги обманывают себя, желая в обычном видеть запредельное?

    - Они делают очень полезное дело. Знаменитый Пржевальский ведь тоже верил в "снежного человека" и усердно искал его. Попутно сделал много других замечательных открытий. Так и пинский "крокодил" - пусть живет! Хотя бы в качестве "приманки" для туристов.

    Поделиться