Новости

12.08.2004 02:00
Рубрика: В мире

Страхи вчерашнего дня

Ранее латвийское законодательство не давало правительству страны права приглашать войска других стран для укрепления безопасности в мирное время. Теперь все изменилось. На днях кабинет министров Латвии позволил иностранным войскам участвовать в спецоперациях внутри страны. Правда, не больше 100 человек и не дольше шести месяцев.

Минобороны Латвии выступило с заявлением, согласно которому поправки стали необходимы из-за растущей угрозы терроризма, в том числе угрозы против стран - союзниц США в иракской кампании.

В некоторых российских СМИ такое разъяснение вызвало недоверие. Эксперты стали искать причины для изменений в латвийском законе в напряженных отношениях между русскоязычным меньшинством Латвии и ее властями.

В интервью с корреспондентом "РГ" председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил, что иностранные военные контингенты не могут каким-то образом быть вовлечены во внутрилатвийские конфликты. "Это не состыкуется с традиционным поведением НАТО на территории своих стран - членов альянса. НАТО достаточно активно за пределами блока. Здесь показателен югославский пример", - подчеркнул Маргелов. По его мнению, данные поправки в закон не стоит связывать с межнациональным конфликтом в Латвии. Как стало ясно из его комментария, здесь и международный терроризм ни при чем.

Комментарий

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации по международным делам:

"Я вообще не уверен, что наши партнеры по НАТО заинтересованы в размещении баз на северном направлении. Понятно, что угрозы международного терроризма не имеют четкой географической привязанности. Но международные контртеррористические операции в Афганистане и то, что происходит в Ираке и Чечне, то, что происходило в Панкисском ущелье в Грузии, позволяют предположить, что наиболее удароопасным флангом НАТО является южный. Поэтому не думаю, что принятие кабинетом министром Латвии поправок к закону о национальной безопасности связано каким-то образом с планами борьбы с международным терроризмом. Речь скорее может идти о традиционных исторических страхах Латвии в отношении России. Страхах беспочвенных и бессмысленных.

Россия не является вторым изданием Советского Союза. Россия никогда не являлась страной-агрессором. Более того, в отношениях со своими соседями Россия не проводит имперскую внешнюю политику. Наиболее наглядные примеры того - наше поведение в Грузии во время первого кризиса (отставка Шеварднадзе и приход к власти Саакашвили), во время аджарского кризиса, наша сегодняшняя взвешенная позиция по ситуации в Южной Осетии.

После вступления в НАТО у латвийских политиков все страхи должны были уйти. Над Латвией, как и над другими новыми странами - членами НАТО, раскрыт зонтик безопасности Североатлантического альянса. Тот самый зонтик, который НАТО держит вместе с Россией. Формат сотрудничества России и НАТО, а также достигнутые договоренности предполагают, что в случае неконтролируемого развития ситуации, например террористической атаки, появления террористических банд на территории любой страны - члена НАТО, в той же самой Латвии, может возникнуть ситуация, когда российские спецподразделения будут освобождать латвийских политиков из цепких лап международных террористов. Возможно, что и латвийские офицеры тогда пойдут под команду российских офицеров в совместных контртеррористических или миротворческих операциях. То есть и наши военные могут однажды оказаться на территории Латвии".

В мире Европа Латвия Законодательная власть Совет Федерации