Из пастушек - в актрисы
Анна была на последнем месяце беременности, когда собралась идти по воду к колодцу. И только набрала она полные ведра и отошла от сруба, как с грохотом рухнул навес. Женщина закричала, из дома выскочил муж, кинулся поднимать сколоченную из тяжелых досок крышу. Позже врачи констатировали: "Такой молодой, всего 19 лет, но надорвался и повредил важные органы". Через несколько дней Франц скончался. А спустя четыре месяца, 21 августа 1929 года, у него родилась дочь Алида. Молодая вдова одна воспитывала девочку - попытка создать новую семью не удалась, избранник оказался пьющим и грубым. Анна не выдержала, ушла куда глаза глядят. Работала батрачкой у богатых крестьян, а дочка была предоставлена сама себе. Мастерила кукол, придумывала сказочные истории. В 10 лет матери пришлось "устроить" ее на работу - пасти коров. Пять лет Алида ходила по полям с хворостиной за стадом.
Мечта стать актрисой все больше становилась целью ее жизни. Мать хотела, чтобы профессия дочери была солиднее, уговаривала идти в юристы. Но Алида уехала в Ригу и поступила в драматическую студию при Художественном Театре имени Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное - Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. "Он воспитывал в нас артистическую самостоятельность, умение мыслить на сцене", - вспоминает Вия Артмане. В 1949 году она стала актрисой Театра имени Я. Райниса.
Очаровательная негодяйка
Так актриса определяет характер своей любимой героини актрисы Джулии, сыгранной ею уже почти тридцать лет спустя в знаменитом фильме "Театр". "Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она негодяйка, но очаровательная. Прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая", - говорит Артмане о роли, в которую вложила много личного, пережитого на сцене и в жизни.
В самом начале актерского пути она зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Играла Джульетту, Офелию, создала образы лирических героинь, исполненных внутренней чистоты и силы в пьесах латышских драматургов. Но Вия очень хотела играть роли современных женщин с настоящими драматическими переживаниями, с разочарованиями и взлетами. Ей повезло в кино. Артмане дебютировала в 1956 году в фильме "После шторма". Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм "Родная кровь", в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня - паромщица, мать нескольких детей, - была женственной, искренней, жизненно достоверной. Лаконично и сдержанно Вия Артмане сумела выразить сложный сплав чувств, тончайшие оттенки настроений этой простой женщины. Потом была роль в этапном фильме для литовского кинематографа - "Никто не хотел умирать" (1966 год). В 1966 году еще одна удача - любовная драма "Эдгар и Кристина". Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем "Мать-Латвия".
Поворот судьбы
После распада СССР жизнь Вии Артмане стала очень непростой. Отношение к ней в независимой Латвии было почти враждебным - обвиняли в том, что состояла кандидатом в члены ЦК Компартии, снималась в России. Она ушла из театра, в котором проработала пятьдесят лет, в Рижский молодежный театр. Дом, в котором Артмане прожила более сорока лет, передали бывшему владельцу, оставив актрису без жилья. В результате - два инсульта и инфаркт. Ей предлагали переехать в Москву, но она осталась на родине. После гневной статьи ее сына "Сколько стоит Вия Артмане?" заслуги актрисы начали признавать. Ей предоставили квартиру. В 1999 году вручили премию за "Вклад в искусство театра и кино" со словами: "Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим". У Вии Артмане сын - известный композитор, дочь - художник. Сейчас она почти не снимается и редко выходит на сцену.