К примеру, вряд ли кто решится одеть сборную в модном нынче стиле винтаж или милитари. Скорее, каждая страна пытается решить заранее невыполнимую задачу: соединить в костюме своих олимпийцев народные мотивы, некую официозность плюс хоть какое-то соответствие моде. Греки на заре Олимпийских игр умно обошли это соревнование по одежке, правильно сообразив, что обнаженные тела (которое философы и мистики называли одеждой из кож) ближе к идее равенства и братства. С тех пор мир, как известно, изменился к худшему. А с ним и внимание к тому, что не в тебе, а на тебе.
Первыми, кто сверхсерьезно отнесся к внешнему виду своих спортсменов, были, пожалуй, фашисты. Именно Гитлер, считавший себя хорошим художником, понимал, как важна пропаганда даже в одежде. Это потом сотрудничавший с ним Хьюго Босс будет десятилетиями вымарывать из биографии своей раскрученной марки работу на гитлеровский режим. Диктаторы от КПСС так же пристально следили за обликом будущих строителей коммунизма, но ажиотаж вокруг костюмов нашей сборной пришелся на шестидесятые, когда в стране появился массовый телезритель. С тех пор платья фигуристок провинциалки старательно срисовывали, а костюмы борцов и гимнастов копировали местные денди. Нам всем тогда так верилось, что даже в первом проходе наших ребят по ликующему овалу стадиона видно неоспоримое преимущество СССР над капиталистами. Помогал всеобщей эйфории тогдашний юный и сверхлюбимый в Москве и Париже Вячеслав Зайцев. Он стремительно ворвался в мир скучной и серой индустрии готового платья со своими невероятно свежими и талантливыми работами в фолк-стиле. Это позже он позволит себе романтику, гламур и четкий конструктивизм. Начинал Зайцев как истинный глашатай Красной моды со стиля а ля рюс времен расцвета социализма и улетевшей оттепели.
С тех пор получить заказ на пошив костюмов для нашей олимпийской сборной стало делом государственной важности. Правда, во времена неспокойных девяностых одежду делали все, кто горазд, даже югославские (скажем прямо, не самые лучшие в мире) портные. Затем заказы ушли к Грекову и Юдашкину. А три года назад официальным поставщиком одежды стала компания "Боско ди Чильеджи". Компания российская, продающая в ГУМе самую дорогую одежду под иностранными ярлыками. Вот только частенько разрабатывают эти модели все-таки российские дизайнеры. К примеру, Nina&Donis к прошлой Олимпиаде готовили некоторые из одежд олимпийцев. Правда, имена русичей не афишируют. Шьют-то ведь все равно в Италии. Вот и на этот раз известно лишь, что делали для наших спортсменов одежду такие монстры итальянской модной индустрии, как Basic Net S.P.A. и ETRO. Кто же действительно приложил руку к новому наряду короля спорта, вопрос открытый. Зато известна цена на олимпийский товар - футболка продается в Москве за 82 евро. Желающих купить майку точь-в-точь как у Карелина или Кабаевой немного. Для большинства россиян доступны лишь турецко-китайские изыски.
Помню, как на прошлой зимней Олимпиаде всех поразили пальто нашей сборной: точь-в-точь копия пальто Федора Ивановича Шаляпина с известного всем портрета. Казалось, мы свалили всех своим полубоярским видом наповал: и французов, и вечных соперников - американцев. И в то же время наши фигуристы - главные модники на Олимпиадах - не ограничились комплектом от официального поставщика. По традиции чемпионы просили сшить им наряды на выступления петербуржскую умницу, гениального конструктора и художника, "чующего" личность и ткань, Татьяну Парфенову. Официального поставщика же заботит главное - при всей комфортности одежды спортсмены должны стать хотя бы на время выразителями национальной идеи, даже если ее нет...
Подойдете ли вы к прилавку с олимпийским спецнарядом, который стоит три с половиной тысячи евро? Вряд ли. Хотя некоторые удачи в экипировке от "Боско" явно налицо. Это традиционные на Руси сочетания цветов - белый и красный. Это узор на майке в стиле билибинских виньеток к народным сказкам. Это некоторые ассоциации с одеждой тридцатых - большие кепи у мужчин и комплект юбка-жакет-берет словно для отличниц ДОСААФа. Парадные костюмы выглядят как некий парафраз знаменитого прохода киногероев по Москве из фильма "Цирк". Только белый заменен на светлейший беж. Кроме парадного комплекта (он включает в себя аж 11 предметов), каждому олимпийцу положено иметь три пары носков, повседневный костюм с национальным триколором, костюм тренировочный из хлопка и костюм ветрозащитный из нейлона, полотенца, тапки, сандалии, кроссовки, три вида футболок, две пары лосин, шорты и майку, бейсболку и повязку на голову (не считая берета или кепи для парадных дефиле), четыре рубашки, дорожную сумку и рюкзак. Набор одежды серьезный, как и все в модной индустрии поставщика. Вот только если уж честно, есть у нас и где пошить подешевле, чем в Италии, и идей для одежды у русских не меньше, чем на Западе.
И говорю я не о Юдашкине или Зайцеве - их заслуги видны за километры, но у нас давненько появилась такая армия толковых ребят в моде, что только диву даешься, как их не замечают чиновники и все те, кто в ответе за облик наших представителей на подобных мировых форумах. Возьмите Ольгу Солдатову- ведь кто еще так задорно и по-спортивному разрабатывает из года в год спортивную тематику тридцатых? Ее ДОСААФ и Дейнековские панно метрополитена идут на "ура" у московской богемы. Удивительно яркий художник. Те же французы или немцы умерли бы от зависти. Пусть нет у нее фабрик, как у итальянцев, но идеи-то есть! Вот только прибыль активно получают уважаемые мной, но далекие итальянцы...
Вы скажете, что мода становится бизнесом, когда появляется заказчик, и политикой - когда одежда представляет страну. Я отвечу, тогда почему бы, как раз по политическим и экономическим соображениям, Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму и Минкультуры не объявить конкурс на дизайн и пошив одежды для олимпийской сборной России? Ведь в день открытия Олимпиады вся страна прикипит к телевизору и будет обсуждать, во что были одеты наши. И очень обидно будет, если при первом же выходе на афинский стадион, еще до соревнований, наши проиграют тем же немцам или канадцам.