По словам начальника медицинской службы института полковника Олега Солдатова, виной всему - влажный воздух в казармах, а также недостаточная акклиматизация ребят.
- Ребята переволновались, получили стресс при подготовке и сдаче экзаменов. Организм ослаб, и инфекция завладела здоровьем. А медицинская служба среагировала оперативно. Больных сразу же изолировали, поэтому и не получили распространения инфекции дальше, - объясняет полковник. - Стоило одному курсанту подхватить заразу в пути, пока он добирался до вуза, и результат плачевен, чуть не случилось эпидемии.
У самих курсантов иная версия.
- В казармах было жарко, народу много, - вспоминает Алексей Перевалов, абитуриент, прибывший из Петропавловска-Камчатского и уже отчисленный из вуза. - Спали при открытых окнах, вот и просквозило. Заработали воспаление легких...
По словам проверяющих из погранокруга, предотвратить ситуацию в пограничном институте было нельзя, военные врачи успели лишь локализовать очаг заболевания.
Проводить аналогии с фактами, когда новобранцы из-за переохлаждения в аэропорту Магадана заболели пневмонией, неуместно. Тогда командование бездействовало, сейчас были предприняты все меры. Напомним, что в начале декабря прошлого года
70 новобранцев фактически заморозили по дороге из Подмосковья на Колыму, где они должны были стать бойцами Магаданского пограничного отряда. Ребята в течение шести часов находились на 15-градусном морозе в аэропорту Новосибирска, четыре часа - в аэропорту Возжаевки Амурской области и еще 40 минут - в аэропорту Елизово Камчатской области. Первые больные были госпитализированы 24 декабря, Владимир Березин умер 2 января нынешнего года. Исполнявший обязанности командира Магаданского погранотряда Северо-Восточного регионального управления ФСБ подполковник Олег Кострюков судом был признан виновным в массовом заболевании военнослужащих пневмонией и гибели рядового Березина. Анадырским гарнизонным военным судом (Чукотский автономный округ) он приговорен к трем годам лишения свободы условно. Но подобные случаи простуды в армии не редкость.
- В прошлом году призывник из
Николаевска-на-Амуре Алеша Кучин чуть не умер на призывном пункте, - рассказывает Валентина Решеткина, председатель комитета солдатских матерей Хабаровского края. - Пока его самолетом привезли в Хабаровск, он простудился. Спал на холодном полу, а на краевом сборном пункте (КСП) в ту пору были разбиты стекла, ребята ежились от сквозняка, даже одеял не было. Итог - у Кучина воспаление мозга. Три трепанации черепа, месяц реанимации, почти полная обездвиженность, потеря зрения и слуха. Ни есть сам не может, ни дышать. Молодой парень из-за халатности военных стал инвалидом. Никто наказания не понес.
Кстати, горький опыт призывной кампании, кажется, учли. В этом году на сборном пункте в Хабаровском крае призывник вместе с повесткой в армию получал и военную форму. Новобранцы сразу были поставлены на полное довольствие, их усиленно кормили, а как только прибывали в пункт комплектации и отправки, кроме полевой формы выдали еще и по теплому бушлату. Чтобы не простудились.