Руководители Московской международной валютной ассоциации направили письмо президенту Владимиру Путину с предложением ввести свободную и полную конвертируемость рубля уже с января 2005 года. Мы попросили председателя думского подкомитета по банкам и банковскому законодательству Павла Медведева прокомментировать возможность такого шага со стороны России. Вот что он сказал:
- Ввести сегодня конвертируемость рубля, это все равно что ввести коммунизм к такому-то году. Декретами или указами конвертируемость не вводится. Это проблема, которую могут решить только рынок и соответствующее состояние нашей экономики. Ведь что такое полная конвертируемость? Это такое же отношение к российскому рублю во всех странах мира, как сегодня, скажем, к доллару, евро, фунту. Это означало бы, что наш рубль очень многим нужен и тогда его покупают, накапливают на своих счетах в банках, понимая, что в любой момент могут его продать. Но кому он за пределами России сейчас, кроме спекулянтов, нужен? Поэтому объявление рубля конвертируемым на данном этапе не имеет смысла. И даже небезопасно.
Чтобы рубль стал конвертируемым и на равных конкурировал с долларом и другими мировыми валютами, надо выводить нашу экономику на конкурентный уровень. И тогда мы сами без декретов и указов обнаружим, что где-нибудь на валютной бирже наш рубль котируется, как полноценная и надежная по отношению к другим валюта. Когда это произойдет? Трудно сказать, точные прогнозы на этот счет давать никто не рискнет. Сегодня надо думать не о конвертируемости рубля, а о "конвертируемости" российской экономики в мировую, о насыщении внутреннего рынка товарами высоких потребительских свойств, которые находили бы спрос и за рубежом. Чтобы их приобрести, иностранные компании, придя на наш рынок, должны иметь рубли. Следовательно, они должны ими запасаться. Пока же мы идем к ним за товаром конечного потребления.
Сегодня даже евро не может по-настоящему конкурировать с долларом. Все торговые сделки по нефти, газу, металлам, другим видам стратегического сырья заключаются в американской валюте, в ней же ведутся расчеты в мировой банковской системе. Поэтому до сопоставимой с долларом конвертируемости нам еще далеко. Впрочем, нужно ли уж так стремиться к этому. В мире была, есть и должна быть одна расчетная денежная единица, по которой можно было бы проводить сравнительный анализ тех процессов, которые происходят в мировой экономике. Другое дело - доверие к рублю. Его можно вызвать, повторяю, только высоким уровнем развития национальной экономики, ее стабильностью, включая и сферу денежного обращения, высоким качеством товаров отечественного производства.