17.08.2004 23:20
    Поделиться

    Тамбовский троллейбус борется за выживание

    Сообщала «РГ» и о предупредительной  забастовке в Тамбове водителей коммерческого транспорта, которые потребовали от городских властей увеличения стоимости проезда с 4-х рублей до 7: по их словам, льготники съедают треть предполагаемой прибыли, а убытки им не компенсируют. Но по-настоящему в тупиковой ситуации оказался муниципальный транспорт, прежде всего – троллейбусный.

    Уже два с половиной года местное муниципальное предприятие «Пассажирские перевозки» живет в условиях фактического, но юридически еще не оформленного, банкротства. Несколько лет троллейбусный парк практически не обновлялся. Из 73-х машин   60 полностью выработали свой ресурс, а на приобретение только одной новой требуется порядка двух миллионов рублей. Но откуда им взяться, если свыше 80 процентов пассажиров муниципального транспорта  составляют ветераны всех родов войск и участники военных конфликтов, судейские и прокурорские чиновники, инвалиды и ветераны труда, а также прочие граждане, имеющие право на бесплатный проезд. И ведь сами эти люди в конечном итоге оказываются в проигрыше: им приходится подолгу простаивать на остановках, ожидая, когда из-за поворота покажется дребезжащий монстр с железными усами.
    Но государство компенсирует затраты на льготников лишь на 18 процентов от расчетной суммы. В результате за последние четыре года оно задолжало «Пассажирским перевозкам» почти 516 миллионов рублей. Транспортники же должны  бюджету на порядок меньше - 52 миллиона рублей.

    - Два года назад мы подали иск в арбитражный суд Тамбовской области, - рассказывает генеральный директор МУП «Пассажирские перевозки» Александр Иванов, - о взыскании выпадающих доходов от бесплатного проезда льготников. И стали ждать решения суда.
    Разбирательство было долгим и тягостным. Но в результате арбитражный судья Юрий Макаров огласил решение суда о взыскании в пользу МУП «Пассажирские перевозки» 286 миллионов 284 тысяч рублей. Такая сумма образовалась не из воздуха, а в результате расчетов, сделанных по методике Госкомстата России. Причем суд учел только долги областного  бюджета, на который возложено финансирование закона о ветеранах. Забота о других льготниках лежит на плечах федерального бюджета, но финансовый груз оказался для него непосильным.  Скорее всего, это обстоятельство и подтолкнуло федеральные власти  к  разумному решению: заменить виртуальные льготы реальными денежными компенсациями. Если случится чудо и решение суда будет исполнено в полном объеме, то «золотой дождь компенсаций» решит большую часть проблем предприятия. Но подобное случается только на телевизионных шоу. В реальности же судебное решение - всего лишь подтверждение подлинности долговой расписки.

    В финансовом управлении администрации области полагают, что требования истцов невыполнимы по закону. Мол, не определен порядок финансирования расходов, компенсирующих бесплатный проезд военнослужащих, милиционеров и прочих категорий льготников. В Тамбовской области количество льготников всех уровней перевалило за 100 тысяч, но региональная власть несет ответственность только за 37 тысяч граждан, попадающих по федеральным законам под эту категорию. Словом,  судебная тяжба, скорее всего, затянется. Замена льгот денежными выплатами, возможно, и разрубит гордиев узел. Но долги-то останутся. И это, разумеется, не лучшим образом скажется на финансовом состоянии как коммерческого, так и муниципального транспорта, а следовательно и на его пассажирах.
    Кстати. Совсем недавно в Тамбове произошло поистине знаковое событие, заставляющее взглянуть в будущее местного общественного транспорта с некоторым оптимизмом: на линию вышел новенький троллейбус отечественного производства - первый «новичок» за долгие годы.

    Поделиться