Госдума получит бюджет 26 августа

Итак, планируется, что в 2005 году профицит бюджета составит 278,112 миллиарда рублей. Доходы пополнят казну на три триллиона 326,08 миллиарда рублей, или 17,8 процента ВВП, израсходовано будет три триллиона 47,97 миллиарда рублей, или 16,3 процента ВВП. Поступления в Стабилизационный фонд составят 387 миллиардов рублей, а к 1 января 2005 года сумма средств в Стабфонде приблизится к 574 миллиардам рублей. Основные параметры бюджета рассчитывались исходя из среднегодовой цены российской нефти 28 доллара за баррель и курса 30 рублей за один доллар США. При этом, как предложил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, бюджетная политика страны будет формироваться на основе параметров трехлетнего планирования.

Отметим, что вчерашнее заседание правительства поставило точку в споре, что делать с деньгами Стабилизационного фонда, которые растут в его хранилищах как на дрожжах. Минфин изначально, еще до внесения документа в правительство, предлагал пустить часть средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Часть чиновников выступала против расконсервации этих средств, дескать, пусть лучше они лежат на черный день, поддерживая таким образом американский рынок госбумаг. А финансирование дефицита произойдет само собой, когда бизнес выведет серые зарплаты из тени и закроет брешь в доходах, которая должна была образоваться из-за снижения ставки ЕСН. Тем не менее все-таки было решено пустить 166 миллиардов рублей на покрытие дефицита Пенсионного фонда и на выплату внешнего долга. При этом, отметил министр финансов РФ Алексей Кудрин, проект бюджета рассчитывался, исходя из старых цен на нефть и если цены на мировых рынках энергоресурсов останутся на столь же высоком уровне, "то государство будет иметь возможность потратить из Стабфонда большее количество денег".

В следующем году, доложил А.Кудрин, правительству придется отказаться от практики сокращения непроцентных расходов бюджета из-за финансирования ряда реформ. По его словам, в абсолютном выражении общие расходы бюджета в новом году увеличатся на 388 миллиардов рублей, в том числе непроцентные - на 421,9 миллиарда рублей. Правда, оговорился министр финансов, такая практика должна стать исключительной, так как 2005 год - это год структурных реформ, "связанный и с льготными выплатами, и с поддержкой субъектов на сбалансированность бюджетов". В дальнейшем правительство вновь вернется к тактике непревышения роста непроцентных расходов выше темпов роста экономики.

В новом году увеличатся темпы роста расходов на общегосударственные вопросы: на 28 процентов вырастут расходы на национальную оборону, на 26 процентов - на обеспечение безопасности, субсидировании экономики увеличится на 9 процентов, культура - на 17 процентов, межбюджетные трансферты - на 16 процентов, мер социальной политики - на 12 процентов.

Помимо этого, в документе предполагается увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы на 20 процентов. Отметим, что в целом министры остались довольны предполагаемыми расходами на их ведомства, за исключением министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. По его словам, при росте расходов в целом на 14 процентов по сравнению с бюджетом 2004 года расходы на сельское хозяйство и рыболовство снижены на 10 процентов. Такой практики поддержки агропромышленного комплекса практически нет ни в одном государстве, отметил он.

По его мнению, вопрос создания конкурентного сельского хозяйства должен находиться в ведении федерального центра. За последние четыре года на селе наблюдался последовательный рост и, хотя отрасль вышла в целом на безубыточный уровень, она пока еще "находится в стадии реанимации". Поэтому, предложил он, вместе с минфином необходимо дополнительно рассмотреть некоторые статьи бюджета до внесения документа в Госдуму.

Кстати

Правительство РФ на вчерашнем заседании также одобрило проект федерального закона "О внесении изменения в закон "О бюджетной классификации в РФ". Как отметила, выступая на заседании, заместитель министра финансов Татьяна Голикова, изменения планируется осуществить с 1 января 2005 года.

По ее словам, изменения в бюджетную классификацию носят кардинальный характер и касаются расширения самостоятельности органов исполнительной власти регионов. Кроме того, с указанными изменениями бюджетная классификация РФ максимально приближается к международным стандартам и соответствует функциям государства и структуре органов исполнительной власти, одобренных указом Президента.

Согласно изменениям происходит укрупнение разделов бюджетной классификации: их число сокращается с нынешних 27 до 11. То есть, как отметила Т. Голикова, происходит переход к более агрегированным, чем сейчас, расходам. Кроме того, расходы на госуправление, госинвестиции и прикладные научные исследования впервые выделяются в самостоятельные разделы. Органам государственной власти субъектов предоставляется право самостоятельно принимать классификацию целевых статей. Со 147 до 25 сокращаются позиции экономической классификации бюджетных расходов. Также вводятся понятия "администраторы поступлений" и агрегированный 20-значный код для всех разделов классификации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

По словам Т. Голиковой, на этом бюджетная реформа не заканчивается. В 2005 году Минфин России намерено закон о бюджетной квалификации инкорпорировать в Бюджетный кодекс и распространить ведомственную классификацию на доходы и источники финансирования дефицита бюджета, а также ввести еще один срез, касающийся планирования расходов по ведомственным программам. "AK&M".

Иллюстрация: