24.08.2004 01:00
    Поделиться

    70 лет Еврейской автономной области

    Уместно обратиться к архивным документам и публикациям того времени. Заселение территории происходило не столь стихийно, как это может показаться: еще в 1925 году, за несколько лет до этого, в Биробиджанский район была послана научная экспедиция по обследованию природных и хозяйственных условий для заселения ста тысячами семей евреев.
    «Считаем должным подчеркнуть значительные трудности, связанные с заселением района и вытекающие из них проблемы», — говорится в записке. Ученые подчеркивали, что район пересекается на севере железной дорогой, на юге омывается Амуром, но плохо связан с рынками. Дорога проходит в заболоченной части района, а  Амур может быть использован для транспорта только в период навигации. Дорожная сеть отсутствует. «Выражаем опасения за судьбу переселенцев: трудности для колонизации представит снабжение живым инвентарем, семенным материалом, продуктами ввиду незначительного предложения на местном рынке и чрезвычайной взвинченности местных цен». Далее говорилось, что раскорчевка увалов потребует огромных затрат и не менее года времени, что распространение в районе гнуса причиняет значительные страдания людям и животным, а значительная часть района обезлесена хищническими рубками и пожарами.

    «Отношение к созданию еврейских «национальных территорий» было одобрительное, нередко переходящее в восторженное у всех евреев, как советских, так и евреев-эмигрантов, никакой связи с Россией в прошлом не имевших. — пишет зарубежный исследователь. — Но особенный энтузиазм вызывало создание Еврейской республики в Биробиджане. Ведь там евреи были полные хозяева и могли устраивать жизнь по своему усмотрению и желанию».
    С другой стороны, некоторые историки считают, что Биробиджан был «последней, самой длительной по времени и полностью неудачной попыткой советского руководства по созданию еврейской автономной территории и реализации альтернативного сионистской колонизации Палестины проекта расселения евреев с тем, чтобы те занимались сельским хозяйством». Многие не верили, что можно заставить еврея растить рис или хлеб.

    Справедливости ради скажем, что в советские годы в области действительно успешно работали колхозы, где еврейское население занималось растениеводством, животноводством, были даже свои герои труда.

    Так или иначе, но, как пишут газеты, «в интересах еврейского населения организованы шесть автономных еврейских районов, в коих все административные учреждения, суд, учебные заведения имеют в качестве официального языка идиш. Все еврейские общественные и просветительные учреждения содержатся за государственный счет. За десять лет были созданы 17 колхозов, построены 8 машинно-тракторных станций, основаны 113 школ, из них 42 средние, 4 техникума, выходят две ежедневные газеты и один ежемесячный журнал, имеется одна музыкально-балетная школа, два театра, есть библиотеки, кино и т. д.»...

    Все исследователи отмечают особый характер автономии. «В этих районах до войны создавалась какая-то особая форма существования и быта для тех, кто не подчинился ассимиляции и пожелал сохранить свои национальные особенности. В своих книгах с особенной любовью еврейские писатели описывают Биробиджан, где молодежь, превозмогая все трудности и борясь с жестокими природными условиями, с энтузиазмом строит «еврейско-советский дом».

    В Хабаровском государственном архиве хранятся документы о деятельности специального отдела по переселению евреев на Дальний Восток — КОМЗЕТа. План переселения в ЕАО в 1936 году был утвержден в размере десяти тысяч человек.

    В колхозы планировалось принять 600 семей. В 1936 году нужно было выстроить 900 домиков. Но на август 1936 года, пишется в отчете, в строительстве находились только 135. На 1 июля прибыли только 140 семей, а вследствие плохой подготовки к приему убыли 34 семьи.
    Что не нравилось приехавшим из Центральной России людям? Вот любопытное письмо тех лет.

    «Генеральному секретарю Сталину И.В. от переселенца Райва Николая Леонтьевича, проживающего в Биробиджанском районе, станция Тихонькая.

    Обращаясь к Вам, я знаю, что слишком много времени приходится работать для построения социалистического строя и урвать у вас время есть преступление.
    Но те волнующие вопросы, которые беспокоят не только меня но и ту беспартийную массу, среди которой живу, толкают меня на то, чтобы у вождя получить разъяснения: как быть.
    Чем больше мы живем, тем больше сталкиваемся с тем, что первый вопрос, которым нас встречают: «А вы член партии?».

    Прочему в начале революции меня никто не спросил, член ли я партии, а доверили винтовку и я ее не опозорил?

    Я переселенец и понимаю, что переселение евреев в ЕАО — политический акт. Потому что буржуазия злорадствует и предрешает провал. Казалось бы, те товарищи, на которых возложена эта работа, должны приступить к толковому и планомерному переселению. А что на деле?

    Люди в поиске работы приходят на железную дорогу, и там, где требуются пять-восемь человек, приходят по тридцать-сорок!

    Устраивают скандалы и драки на глазах у населения, а в это время руководители, имея на руках большие суммы, бесконтрольно оформляют их так, что ни одна РКИ не найдет, и пьянствуют.

    Сгруппировали вокруг себя элемент, который старается нажить деньгу. В результате на сегодня 15 уехавших и желающих уехать.

    С самого начала было видно, что коршуны почуяли добычу. В Москве в качестве представителя ОЗЕТа нас встречал Добкин, бывший буржуй и торговец из Гомеля. Разве такие Добкины заинтересованы в помощи еврейским беднякам?

    Чтобы план переселения не был сорван и чтобы не злорадствовала буржуазия заграничная, необходимо всем присосавшимся к этому делу указать свое место.
    С пролетарским приветом — Райва, 5 июня 1928 год».

    «Эту тенденциозность мы квалифицируем как умышленную а может и по заданию сионистских организаций.…» — вскоре ответили на этот выпад представители КОМЗЕТа.
    Так ли уж был неправ написавший Сталину переселенец Райва?

    В другом письме есть сведения о гомельской группе, которая прислала домой письма, где изложила «клевету и ложь о Биробиджане».

    Сотрудники УНКВД поставили перед собой задачу: «Надо рассеять панику. Некоторые меры уже приняты: послали телеграмму — ответ и статьи в местную газету».

    По некоторым данным, сейчас в области проживают чуть более двух тысяч евреев. При этом нужно учитывать, что за десятилетия совместного проживания с русскими многие из них «обрусели» , в том числе и по документам.

    Так или иначе, но создание Еврейской автономной области было нелегким процессом, в котором перекрестились десятки тысяч судеб…

    Поделиться