Об этом и зашла речь на расширенном координационном совещании, посвященном безопасности полетов авиации общего назначения и предотвращению возможных терактов с их использованием. Представители московских правоохранительных структур совместно с минтрансом и военными решали, что делать с так называемой малой авиацией, которая превратилась в настоящую головную боль не только для властей, но и простых людей. Как отметил и.о. московского регионального прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Вячеслав Козлов, мероприятие такого уровня в столице проводилось впервые.
По сути совещание превратилось в эпитафию Федерации любителей авиации (ФЛА). Никто ФЛА разгонять не собирается, но, по словам главы федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Нерадько, "государственные органы выдали кредит доверия ФЛА и этот кредит доверия заканчивается".
Вот что он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "РГ":
- Есть категория специалистов, которые считают, что в авиации общего назначения можно летать на неисправном воздушном судне, на самолете или вертолете, не имеющем запаса ресурсов, сроков службы, подготовка экипажей которого осуществлялась не в аккредитованных государством учебных центрах, а в так называемых летных клубах. Все неприятности в авиации общего назначения именно от этой философии. В случае с Ли-2 (разбился 26 июня нынешнего года близ аэродрома Мячково. - Авт.) на самолете стояли отдельные элементы конструкции конца 70-х годов, срок службы которых давно истек. Двигатели долгое время не проходили ремонт. Тем не менее главный инженер Федерации любителей авиации выдал удостоверение о годности к полетам этому воздушному судну, хотя оно не имело права подниматься в воздух.
И за рубежом, и у нас связующим звеном между органами государственного регулирования и любителями авиации выступают общественные организации. В данном случае - это Федерация любителей авиации, которая взяла на себя обязательство разъяснять своим членам российское законодательство и требования, существующие в авиации. Получилось наоборот: федерация стала источником философии вседозволенности в авиации.
- Оргвыводы будут?
- ФЛА уже проинформирована о том, что ей запрещено выдавать документы, как они называют, учетные. Проблема в том, что они осуществляли учет воздушных судов под теми же регистрационными номерами, под которыми регистрируется гражданская авиация.
- Какова судьба приказа N147, утвердившего еще в 2003 году федеральные авиационные правила эксплуатации авиации общего назначения? Насколько известно, они были достаточно жесткими.
- Вступление в силу этого приказа было перенесено по просьбе любителей авиации.
- Пошли у них на поводу?
- Нет. Дело в том, что на тот момент не приступили к работе аккредитованные центры по оценке летной годности единичных экземпляров воздушных судов (на сегодняшний день они составляют большую часть малой авиации. - Авт.). Учитывая это обстоятельство, любители авиации обратились к нам с просьбой перенести срок действия приказа. За это время аккредитованы пять центров, но практически никто не обратился в них для оценки состояния единичных экземпляров воздушных судов. Это лишнее подтверждение тому, что любители авиации расценили наше решение как слабость государственных органов. На самом деле с 1 января 2005 года никто не поднимется в воздух без свидетельства пилота-любителя и удостоверения о годности к полетам государственного образца.