Министр обороны РФ Сергей Иванов еще 12 августа на совещании у президента России твердо заявил, что "у государства появились финансовые средства на перевод на контракт частей постоянной готовности Сухопутных войск, морской пехоты и ВДВ, на эти цели выделено 89 миллиардов рублей". Прошедшая коллегия военного ведомства как раз и определялась с тем, как эффективнее потратить немалые финансовые ресурсы, чтобы ускорить реализацию федеральной программы перехода на контрактную службу.
Эксперимент по контрактному набору военнослужащих, проводившийся в 76-й дивизии ВДВ, выявил и плюсы, и минусы непростого, как признают сами военные, процесса коренного реформирования самого принципа комплектования Вооруженных сил России. Однако всем ясно, что процесс этот необратим, и чтобы не набить себе шишек при его ускорении, надо очень активно работать над ошибками.
Какие же "подводные камни" видят те, кто руководит переходом на контракт и сам в нем участвует? Прежде всего это не всегда четкое выполнение условий, прописанных в контракте, причем не только со стороны контрактника, но и со стороны министерства обороны. Нередко получается, что должен лишь "человек с ружьем", а государство отдает ему положенное только... через суд.
Бывший командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак, буквально через себя пропустивший эксперимент в Псковской 76-й дивизии, вспоминает, что "более тысячи добровольцев разорвали контракты в первые месяцы службы именно из-за нерешенных проблем, связанных с кардинальным изменением условий военной службы и быта контрактников".
По мнению главкома Сухопутных войск генерала армии Николая Кормильцева, помимо финансовых стимулов необходимо предлагать тем, кто выбирает профессию Родину защищать, и целый пакет социального стимулирования: возможность получения бесплатного высшего образования, гарантированное трудоустройство после завершения контракта, хорошее пенсионное обеспечение и получение жилья.
И все-таки главным камнем преткновения остается денежное довольствие. Как пишет главная военная газета "Красная звезда", опрос, проведенный в СибВО, показал, что граждане, получающие среднестатистическую по региону зарплату в 6-8,5 тысячи рублей, проходить ратную службу по контракту на предлагаемых ныне условиях не желают.
Проведенный в частях и военных комиссариатах мониторинг показал, что подавляющее большинство кандидатов на военную службу по контракту хотели бы получать не менее 10-12 тысяч рублей, в то время как сейчас "цена" рядового-контрактника определена в 4,6 тысячи рублей.
Так и не решен извечный квартирный вопрос. Из-за того, что минфин ошибочно просчитал возможные расходы на жилищное строительство для военнослужащих, в настоящий момент практически во всех военных округах строительство жилых домов значительно сокращено, а расходы на социально-бытовую сферу практически аннулированы.
Удивительно, но военные финансисты почему-то посчитали, что компенсация для военнослужащих за поднаем жилья должна равняться 600 рублям. А ведь даже в далеком Забайкальском военном округе за снимаемую квартиру приходится платить не менее 2000 рублей! Что уж говорить про МВО или ЛенВо. Где военнослужащему брать дополнительные тысячи? Ответа нет...
Есть еще один вопрос, стоящий на повестке дня. Во многих военных округах женщины составляют почти половину численного состава служащих по контракту, а в Ленинградском военном округе их три четверти!
Предлагается сократить число "военно-женских" вакансий и провести переаттестацию всех женщин-военнослужащих на предмет их профпригодности. Вот только не стоит при этом забывать о том, что служат в армии большей частью жены тех же контрактников, в том числе офицеров и прапорщиков. Вряд ли огульное сокращение солдат в юбках повысит общую боеготовность войск, а вот значительно увеличить социальную напряженность особенно в отдаленных гарнизонах вполне возможно.
Конечно, все перечисленные проблемы (на самом деле их гораздо больше), заседанием одной коллегии не решишь. Тем не менее руководство министерства обороны настроено решительно - реализация Федеральной целевой программы по переводу войск на контрактный принцип комплектования становится одной из самых приоритетных задач.