Случилось это во время финала упражнений на перекладине. Алексей Немов блестяще исполнил свою комбинацию, совершив лишь небольшую погрешность при соскоке. Зрители были в восторге от выступления российского гимнаста, и только арбитры не оценили ни сложности, ни чистоты исполнения элементов - их оценка сразу же вывела Алексея из числа призеров, а малайзийский судья вообще выставил российскому гимнасту баллы, не дотягивавшие даже до "девятки".
Следующим должен был показать свое мастерство абсолютный чемпион афинской Олимпиады американец Пол Хамм. Но его выход на помост задержался почти на четверть часа, поскольку все это время трибуны просто негодовали. Уже вечером, возвращаясь в свой отель на автобусе, который развозит журналистов после соревнований, местный водитель, очень прилично говорящий по-русски, сказал мне: "Я такой свист слышал только на футболе". После Euro-2004 из уст грека, понятно, это звучит убедительно.
Судьи же, не привыкшие к такого рода обструкции, растерялись. И совершили, как мне кажется, крупный просчет: они пересмотрели оценку Немова, чуть повысив ее, но тем самым косвенно признали свою изначальную ошибку. Более того, создалось впечатление, что уже позднее арбитры, понимая, что происходит, еще раз фактически попытались исправить заведомую оплошность и вывели на первое место не Хамма, как все ожидали, а итальянца Игора Кассину.
Тем временем шум на трибунах не утихал, и американец попросил Немова успокоить публику. Алексей благосклонно согласился: выйдя на всеобщее обозрение, он поблагодарил зрителей за поддержку и поднял палец к губам, как бы призывая трибуны восстановить тишину.
На просьбу спортсмена, в одночасье ставшего любимцем публики, зал не мог не откликнуться, но вновь показал все, на что он способен, после окончания выступления Хамма: американец получил порцию "любви", что называется, по полной программе.
Уже по окончании соревнований на пресс-конференции Пол заявил, что Немов - великий атлет, но он должен понимать, что необходима спокойная обстановка, чтобы соперники могли тоже выполнить свое упражнение. А Алексей высказал свое мнение, сказав, что такая поддержка зрителей для него важнее золотой медали. "Я покидаю Афины с чувством выполненного долга и хочу поблагодарить всех, кто поддержал меня в этот вечер". Более того, события на афинском помосте могут поменять уже объявленное гимнастом решение покинуть помост. "Теперь я еще подумаю", - сообщил Немов.
За всем этим скандалом стоит, конечно, проблема более широкая. Прошли те времена, когда у советской гимнастики были рычаги воздействия внутри Международной федерации, которую к тому же долгие годы возглавлял олимпийский чемпион Юрий Титов. Сегодня с россиянами мало считаются, зато удивительным образом, несмотря на очевидные срывы, первые места упорно отдаются американцам. Кстати, протест на итоги абсолютного первенства подали южнокорейцы, полагая, и не без оснований, что Хамма незаслуженно вывели в лидеры после его явного провала в прыжке. Как признался здесь, в Афинах, Георгий Гребеньков: "Да, мы ошибаемся, но у нас самые сложные комбинации. Но сложность никто не замечает, замечают только ошибки".
Надо признать, что и наши представители, еще оставшиеся в ФИЖ, малоактивны, считая, что лучше не протестовать, чтобы не засуживали еще сильнее. А руководитель российской спортивной делегации в Афинах Анатолий Колесов сказал вчера, что надо вводить россиян в судейский комитет Международной федерации, но мешает, во-первых, отсутствие квалифицированных кадров и, во-вторых, слабое знание иностранных языков.
Тем не менее российская делегация решила, что называется, показать зубы. Не ограничиваясь очередным протестом, на который, заранее ясно, последует отрицательный ответ, наши руководители, как сообщили в пресс-службе ОКР, направили в МОК заявление, подписанное Леонидом Тягачевым и Вячеславом Фетисовым. В нем содержится требование навести элементарный порядок в судействе гимнастики. "Олимпиаду нечестным людям не отдадим", - пообещал при этом Анатолий Колесов, признав, правда, что этот демарш рассчитан на будущее, а история с Немовым так и останется историей, которую уже не исправишь.
мнение
После скандальных соревнований их итог прокомментировал личный тренер Алексея Немова Евгений Николко.
- Не жалеете, что пошли по пути усложнения комбинации, что не нашло достойной поддержки у судей?
- Ни в коем случае. Мы будем продолжать линию на сложность, на, как мы говорим, полетность.
- Из ваших слов следует, что Алексей продолжит карьеру и после Олимпиады?
- Если здоровье позволит, продолжим с Лешей совместную работу.
- Что вам хотелось сказать судьям, когда вы увидели оценки на табло?
- Пожелать им вспомнить о таком понятии, как справедливость.
- Были ли на вашей памяти случаи, когда судьи повышали оценки за выступления?
- В моей практике это впервые. Но больше всего меня поразила реакция зрителей.
Видимо, публика разбирается сегодня в гимнастике лучше арбитров.
- Наличие в судейской бригаде судей из таких "гимнастических" держав, как Исландия и Малайзия, способствует прогрессу?
- Ох, не провоцируйте меня. Не знаю, как можно было ставить за такое выступление 9,6. Может быть, изначально установка такая была.
- Какое место должен был, по-вашему, занять Немов?
- Пусть у Алексея сегодня немного не получился соскок, но в тройке он должен был быть. Но после того, что сделали здесь зрители, у него такое ощущение, будто выиграна золотая медаль. Алексей мне в этом сам признался.
"Российская газета" подготовила спецпроект "Олимпиада-2004 в Афинах": вся информация о состязаниях - календарь Олимпиады, состав нашей сборной, результаты Игр, ссылки на официальные сайты спортивных организаций. Ежедневно публикуются интервью с олимпийцами, комментарии экспертов, репортажи из Греции и многое другое о XXVIII летних Олимпийских играх.