- Ваше величество, вы шестой раз собираетесь посетить Россию. Какие вопросы вы будете обсуждать с президентом России Владимиром Путиным и российским правительством?
- Позвольте сказать, что с момента установления дипломатических отношений между нашими странами в 1963 году отношения были очень хорошими и продолжают развиваться в позитивном направлении. Принимая во внимание ту важную роль, которую Россия играет не только в Европе, но, что особенно важно, в нашем регионе, один визит в Москву хоть раз в год просто необходим. Это нужно для того, чтобы в таких странах, как Иордания, осознали, какое важное место Россия занимает в международном сообществе.
У нас очень теплые, тесные отношения с президентом Путиным. Их можно назвать даже неформальными.
Что касается круга проблем, которые будут обсуждаться в Сочи и в Москве, то это прежде всего политические вопросы: палестино-израильский конфликт и, конечно, проблема нынешней ситуации в Ираке.
Кроме того, как всегда будет обсуждаться проблема международного терроризма, проблема, с которой сталкивается сегодня и Россия. И мы обсудим, как наши страны, являющиеся частью мирового сообщества, должны помогать друг другу в этой борьбе. Иордания тесно сотрудничает с российским правительством, чтобы помочь России избежать этой угрозы.
У нас очень хорошие политические связи, но, к сожалению, этого нельзя сказать об экономическом развитии между нашими государствами. Поэтому мы обсудим вопросы торговых отношений и развитие частного сектора. Будут обсуждены также крупные проекты, в которых заинтересована Россия. В частности, строительство газо- и нефтепроводов как в Иордании, так и в Ираке.
- В арабских средствах массовой информации приводились ваши слова о том, что Иордания планирует разместить часть своих вооруженных сил в Ираке. Вы действительно намерены это осуществить?
- Я с самого начала говорил, что Иордания не самая подходящая страна для посылки своих войск в Ирак. Иордания, Сирия, Иран, Турция, Кувейт - у всех этих стран, которые окружают Ирак, есть кровные интересы в этой стране. С политической точки зрения нам не следует посылать свои войска. Но вопросы продолжают возникать. И мне хотелось встать на защиту своих вооруженных сил. Ведь я состою в армии уже 20 лет. Создается впечатление, что мы боимся рисковать.
Сегодня у нас работает полевой госпиталь на территории Ирака, наши солдаты воюют в Афганистане, мы принимаем участие во многих миротворческих операциях сил ООН по всему миру. Мы готовы послать свои войска в Ирак, но если только об этом нас попросит иракское правительство. Мы не боимся разделить ответственность, но я по-прежнему считаю, что наши вооруженные силы не подходят для этой роли. И я не думаю, что иракцы захотят нашего присутствия у себя.
Но в то же время необходимо поддержать нынешнее иракское правительство. Ему нужно добиться определенного успеха. Если это правительство потерпит неудачу и не приведет страну к стабильности, то выбор будет невелик. Наступит хаос. Но мы должны дать иракцам надежду на будущее. Если будет просьба отправить войска, то я буду серьезно обдумывать этот вопрос.
- Президент США Джордж Буш провозгласил курс реформ для Ближнего Востока. Как вы считаете, является ли приемлемой инициатива главы Белого дома для арабских стран?
- Прежде всего мне хотелось бы выразить большую признательность российскому правительству и лично президенту Путину, которые прекрасно понимают, что для того, чтобы реформы были успешными, они должны исходить изнутри страны. И российская сторона выступает против того, чтобы демократия насаждалась извне. Что касается президента Буша, то своим заявлением он создал впечатление, что демократия может быть навязана Востоку извне. И это не может не настораживать арабское общество, людей, живущих в этой части света.
Шесть месяцев назад никто на Востоке не говорил ни о политических, ни об экономических реформах. Сейчас об этом говорят везде. Если вы приоткрыли дверь демократии, то закрыть ее будет очень трудно. Я думаю, что Америка и страны "большой восьмерки" понимают, что демократия должна исходить из самой страны. Но с другой стороны, внешнее давление заставило людей заговорить о демократии на Востоке. И это тоже положительный момент.
Я вижу, в каком направлении развивается мир. И мы должны торопиться, чтобы не отстать. Если другие страны Востока не сделают этого, они многое потеряют. Я хотел бы дать совет многим своим ближневосточным коллегам: нужно двигаться в этом направлении, это единственный выход для нас всех.
- Недавно появилось сообщение, что Багдад обратился к Москве с просьбой послать российских военнослужащих в Ирак на замену американских. В случае если этот вопрос будет решен положительно, как ваши вооруженные силы будут взаимодействовать с российским контингентом?
- Мы будем взаимодействовать как и с другими странами, действующими сегодня в Ираке. Мы прекрасно знаем эту страну и готовы предоставить любую помощь российским войскам, если они будут отправлены в Ирак. Сюда включаются наши госпитали, военные базы, военное и техническое обеспечение самолетов и так далее. А также мы готовы предоставить любые разведывательные данные по секторам, в которых, возможно, будут размещаться российские войска. Я хотел бы довести до сведения президента Путина, что если он обратится ко мне с такой просьбой, то получит от меня любую помощь.
- Что, с вашей точки зрения, будет лучше: Ясиру Арафату надо оставаться или уйти в отставку?
- Лидер Палестины отвечает перед своим народом, перед палестинским правительством за свои действия. Он отвечает за процесс мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Я не хочу принимать чью-либо сторону. Израильтяне говорят: у нас нет партнера по мирным переговорам. Сейчас мы наблюдаем внутренние раздоры внутри палестинского политического руководства. И это может стоить палестинцам будущего. Чем больше времени они теряют на внутреннюю борьбу, тем больше мы теряем Палестину.
И если палестинское руководство не определится со стратегией мирного урегулирования, то все это в один момент приведет к тому, что Палестинского государства не будет. И меня это очень беспокоит.
- Легко ли продолжать дело, начатое вашим отцом, королем Хусейном, и как сегодня идут реформы в Иордании?
- Всем, чего Иордания добилась, она обязана усилиям покойного короля, Его Величеству Хусейну. Он занимал иорданский престол 50 лет. Наша задача сегодня - привести страну в соответствие с тем, что происходит сейчас в мире. Во времена правления короля Хусейна основным приоритетом была политика. В современной Иордании это прежде всего экономика. И я везу большую группу наших бизнесменов для проведения в Москве широких торговых переговоров. В частности, в 2005 году мы намерены осуществить крупные проекты в сфере туризма. Много вопросов я намерен обсудить во время своего визита в Москву с представителями вашего частного сектора. Главное, как сделать вопрос нашего сотрудничества еще более тесным и продуктивным.