Этот вопрос я адресовала директору службы безопасности издательства "Просвещение" Никите Гололобову.
- Контрафактные учебники появляются в продаже накануне 1 сентября, когда на школьную литературу наблюдается повышенный спрос, - поясняет Никита Гололобов. - Именно в этот период штамповщики открывают прибыльный сезонный бизнес на обязательной для учащихся программной литературе. Поддельные партии учебников могут появляться и в книжных магазинах, и на развалах - практически везде, где традиционно продают книги для школы.
Механизм подделки основан на копировании пленок, которые издательства, выпускающие учебники, отдают в типографии.
Полиграфическое исполнение подделок значительно ниже, чем у оригинальных книг. Есть несколько отличительных признаков контрафактных учебников. Во-первых, по словам Гололобова, копия отличается "бледным" качеством печати текстов и иллюстраций. А во-вторых, партии поддельных книг, как правило, предлагаются оптом по цене ниже, чем у официальных дилеров издательства.
Покупать такие книги себе дороже. Из-за плохого качества печати от работы с поддельным учебником у школьников возникает головная боль, быстро наступает усталость, материал не запоминается.
Но сложность в том, что наказать нелегалов непросто. Чтобы предъявить обвинение типографским работникам, которые тиражируют скопированный школьный материал, надо доказать, что те, кто нелегально выпускал учебники, действительно нанесли законному владельцу авторских и смежных прав на их издание крупный ущерб. Для этого в качестве решающего аргумента обвинителю необходимо предоставить подтверждение: партию нелегально скопированных книг более чем на миллион рублей.
Первое уголовное дело в отношении конкретных лиц по факту изготовления на московской типографии "Молодая гвардия" скопированных учебников издательства "Просвещение" завершилось обвинительным приговором суда. Второй прецедент по факту изготовления 60-тысячного тиража контрафактной продукции на типографии "Техническая книга" в Санкт-Петербурге в настоящее время расследуется прокуратурой этого города. Конфискованные контрафактные тиражи уничтожены по постановлению суда и прокуратуры, в результате чего и заказчик незаконной продукции, и типографии понесли серьезные убытки.