27.08.2004 01:00
    Поделиться

    «Черные» политтехнологии могут сорвать выборы в Самарской области

    «Черные» политтехнологии могут стать причиной срыва голосования в Самарской области

    В сентябре в один день должны пройти выборы мэров двух крупных городов области — Сызрани и Чапаевска. Сызранский мэр находится на своей должности более десяти лет. И, как утверждают специалисты по социальной психологии, у избирателей за эти годы уже должен был сформироваться так называемый «феномен усталости», когда они готовы избрать любого новичка только для того, чтобы увидеть во власти новое лицо. Но этот портовый волжский город, похоже, является исключением из психологических правил, и потому против действующего и имеющего достаточный авторитет сызранского мэра решено было бороться особыми методами.

    В результате одна из антимэрских команд отправила в атаку «клона» — местного железнодорожника-однофамильца. Для Сызрани этот уже довольно бородатый политтехнологический прием пока еще в новинку, поэтому «клон» вполне может доставить действующей власти большие неприятности.

    Есть и другие способы опорочить противника. На днях на одной из центральных улиц за одну ночь изменились таблички с ее названием. На новых «топографических указателях» оказалась фамилия действующего мэра. А в почтовых ящиках регулярно появляются довольно убедительные сообщения о якобы предстоящем по решению мэрии отключении горячей воды или, что еще хуже, об отмене жилищных субсидий всем категориям сызранцев.

    В самом депрессивном городе области — Чапаевске — нынешний мэр в отличие от сызранского планирует избраться всего лишь на второй срок. Но и здесь двойники наготове. Правда, чапаевский «клон» появился не у действующего главы города, а у его основного соперника. Зато в местную прокуратуру уже поступило заявление, в котором действующий мэр обвиняется в том, что, выступая на одном из недавних митингов, он никак не отреагировал на единственный антипрезидентский и антиправительственный лозунг, который демонстративно держал один из митингующих в первом ряду. А значит, молча согласился с содержанием этого лозунга.

    А в Приволжском районе области, где предстоят выборы главы администрации, сельские политтехнологи переплюнули всех своих городских коллег. «Клон», выставленный ими против действующего главы, не только его однофамилец, как это обычно бывает, но и абсолютно полный тезка— совпадают и фамилия, и имя, и отчество. Поэтому избиркому придется указывать в избирательных бюллетенях год рождения,чего раньше никогда не делалось. Предвыборная практика региона показывает, что чем шире применяются грязные политтехнологии, тем больше людей голосуют ногами и не принимают участие в выборах. Ярчайший пример такого весьма своеобразного проявления политической активности избирателей — сорванные недавно выборы депутатов Тольяттинской городской Думы. При необходимой явке в 20 процентов в среднем по городу проголосовали чуть менее 15 процентов избирателей. А один из округов, похоже, пора заносить во Всероссийскую книгу рекордов. В нем на избирательные участки пришли даже менее семи процентов людей, имеющих право голоса.

    Один из восьми все-таки избранных тольяттинских депутатов, которых в конечном счете должно быть 35, говорит, что виной всему именно грязные технологии. К примеру, за день до голосования все избиратели четырех городских округов получили письма на поддельных бланках мэрии и за подписью мэра, в которых он рекомендовал голосовать за кандидатов, призывающих жителей города платить за квартиры все сто процентов и ежемесячно добровольно жертвовать по двести рублей в фонд мэрии. Представитель уже избранной «восьмерки» говорит, что «избиратели просто падали в обморок от происходящего, а мы их откачивали».

    Широкое распространение грязных предвыборных технологий не только в областном центре и Тольятти, где они впервые были применены, заставляет всерьез беспокоиться членов избирательных комиссий региона всех уровней. Постоянное снижение числа людей, приходящих на выборы, естественно, снижает легитимность тех, кто оказывается избран в результате такого не слишком активного избирательного процесса. Но это лишь моральные потери. А вот материальные куда серьезнее. На довыборы, перевыборы приходится тратить большие дополнительные средства, которые не запланированы ни в областном бюджете, ни тем более в сверхскудных финансах муниципальных образований. Поэтому властям приходится сокращать расходы, порой даже по самым важным статьям бюджетов. Обстановка в обществе от этого, естественно, не улучшается.

    Поделиться