31.08.2004 00:00
    Поделиться

    Андрей Фурсенко подвел итоги подготовки к учебному году

    Это была первая встреча журналистов с руководящим "штабом" образования в полном составе. Руководители ведомств, обеспечивающих учебный процесс, провели коллективный мозговой штурм в преддверии 1 сентября.

    Основные нововведения в школе таковы: школьникам не будут ставить отметки в первом классе. Министерство не рекомендует также оценивать успехи по творческим предметам - таким, как изобразительное искусство и музыка. Возможно, будут перенесены сроки учебы и каникул для северных регионов: каникулы будут начинаться там раньше. По крайне мере, северяне очень просили министра об этом.

    Оценивая перемены, которые произошли в образовании, Андрей Фурсенко подчеркнул, что федеральное финансирование образовательной сферы выросло за последние четыре года в 4 раза.

    Если бюджет страны в целом ежегодно прирастает на восемь процентов, то бюджет образования - на 20, а науки - аж на 21 процент в год. И, тем не менее, потребности учебных заведений обеспечиваются лишь наполовину. В связи с этим решено передать 80 процентов училищ и 20 процентов техникумов и колледжей на региональный уровень. Это произойдет в 2005 году. Регионы получат 24 миллиарда рублей, которые пойдут на финансирование начального и среднего профессионального образования.

    Проблема зарплат учителей остается очень острой. Андрей Фурсенко, много поездивший весной и летом по российским школам, взял на себя смелость заявить, что для учителя материальный интерес хотя и существенный, но не единственный смысл его работы. Сейчас необходимо, наряду с увеличением зарплат учителям, обеспечить их качественными учебниками, пособиями и лабораториями, то есть дать им хороший инструментарий для работы. Есть школы, где лаборатории не обновлялись по тридцать и более лет.

    Что касается учительских зарплат, то в министерстве вынашивают планы создать систему грантов для учителей. Об этом министр договорился, в частности, с представителями бизнеса, которые в этом году весьма активно шли на контакт с образованием.

    Крайне важно для развития школ распространять опыт учителей-новаторов. В связи с этим решено пересмотреть условия конкурса "Учитель года", финал которого в этом году будет проведен уже не в Москве, а в Санкт-Петербурге, откуда родом победитель прошлогоднего соревнования учителей Игорь Карачевцев. Регионы, выдвинувшие учителей на конкурс, будут в этом случае больше заинтересованы в победе, чтобы заполучить следующих финалистов "Учителя года" к себе.

    Андрей Фурсенко предложил также принимать на работу в школу не только педагогов, но и преподавателей вузов, а также просто хороших специалистов в своей области. Конечно, для этого им нужно создавать нормальные условия для работы и жизни.

    Журналистов волновал вопрос о едином государственном экзамене. В целом его опыт был признан в министерстве положительным. Но более детальное рассмотрение итогов эксперимента предстоит осенью, когда и будет решено, вводить ли ЕГЭ повсеместно.

    Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов высказался за то, чтобы независимая аттестация знаний школьников проводилась не только по итогам одиннадцатилетки (в форме ЕГЭ), но и по окончании девятого класса. Девятиклассники, претендующие на продолжение обучения в старшей профильной школе, должны быть действительно способными и мотивированными на учебу.

    Касаясь вопроса введения в программу предмета "История религий", министр еще раз подтвердил, что в его представлении это должен быть обязательный, а не факультативный предмет. Однако вести его будут светские преподаватели. "Мы должны оставлять ребятам свободу выбора религиозных убеждений", - сказал он.

    Переход нашего высшего образования на двухуровневую систему подготовки "бакалавр-магистр" тоже вызывает немало вопросов и требует детальной проработки. Все идет к тому, что эта система будет введена. А вот ответа на вопрос, сколько в магистратуре останется бюджетных мест, у министра пока нет.

    Коснулся он и проблемы перехода высшей школы к нормативному финансированию по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). По мнению министра Фурсенко, их номинал должен быть никак не меньше, чем плата за коммерческое обучение. Вузу по большому счету должно быть все равно, какого студента принять: бюджетного - за ГИФО, или коммерческого - за его собственные деньги. Главное, чтобы он хорошо учился.

    Кстати, в этом году многие школьники, победившие в региональных предметных олимпиадах, рассчитывали на зачисление в вузы без экзаменов. И тем не менее им пришлось участвовать в конкурсе. Закон о победителях олимпиад еще раз будет вынесен на обсуждение в Госдуму осенью. Их все-таки будут принимать в вузы вне конкурса, но проведение таких олимпиад будет регламентировано более строго.

    Кстати

    Вчера в Москве состоялся "круглый стол" с участием чиновников и предпринимателей, посвященный профессиональному и бизнес-образованию. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил на открытии заседания, что образование и бизнес должны просчитать свое сотрудничество в сфере подготовки специалистов на перспективу. Для того чтобы вузы готовили востребованных специалистов, нужен мониторинг и прогнозирование рынка труда, формирование рекомендаций учебным заведениям на основе изучения спроса отраслей экономики. "Система образования не может сама себе ставить задачи, - уточнил министр, - необходим внешний заказ. Только тогда экономика будет получать подготовленные и компетентные кадры".

    Поделиться