Представляя свой труд, сотрудники минфина делали упор не только на росте доходов по основным статьям бюджета, но и на его соответствии экономической стратегии страны. Говорилось и об увязке бюджетной идеологии с проведением масштабных реформ, прежде всего межбюджетных отношений, замене льгот деньгами и либерализации налогового бремени.
Однако практически все аналитики обратили внимание на значительный, опережающий все другие статьи, рост финансирования национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Однозначных оценок этому ожидать не приходится. "Если есть соответствующая военная доктрина, которая подразумевает такие расходы, то неплохо было бы обществу о ней услышать от власти", - высказал прагматичную точку зрения президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонид Григорьев. Увеличение государственного оборонного заказа на 40 процентов нельзя не приветствовать - потребности ВПК и обороноспособности продиктованы временем. Но нужно ли тратить деньги на модернизацию морально устаревших моделей самолетов, о чем говорил недавно министр обороны? И еще - если такой рост не сочетается со столь же масштабным финансированием социальных программ, то сомнения в том, что разработчики бюджета никого не обидели, усиливаются. В связи с этим многие эксперты вспоминают мощный экономический прорыв Южной Кореи в 70 - 80-е годы, который был обеспечен высоким качеством роста. Они подчеркивают, что расходы на образование росли быстрее, чем военный бюджет, несмотря на соседство с непредсказуемой Северной Кореей. Была продемонстрирована четкая связь между образованием и ростом ВВП, показано, что рост - это не только и не столько произведенные товары и услуги, но и качество жизни людей.
Еще одна из "горячих точек" нового бюджета - принятая концепция разграничения полномочий между разными уровнями власти. Общественное мнение пока еще с опаской воспринимает новую линию государства. "На регионы сбрасывается все больше полномочий без достаточных ресурсов для их реализации", - считает один из экспертов, опрошенных "РГ".
По данным Экономической экспертной группы (научный руководитель - Евсей Гурвич), в 2004 году 71 из 89 регионов России был дотационным, а 42 региона остро нуждаются в финансовой помощи. В нынешних условиях сбрасывание на регионы дополнительных социальных обязательств может привести к увеличению их числа. Порой достаточно и незначительного роста расходов, чтобы регион-донор запросил о федеральной помощи. Леонид Григорьев привел такие данные: разрыв в бюджетной обеспеченности самых богатых и самых бедных регионов в России достигает соотношения 1:200, если считать только их собственные доходы, без федеральной помощи. Это сравнимо с доходами развитых и беднейших стран по классификации ООН. В этих условиях поверить в равную инвестиционную привлекательность регионов может лишь профессиональный оптимист. Но тем не менее разграничение полномочий разных уровней власти - вполне обоснованная стратегия.
Много сейчас говорится о фискально-бюджетном смысле принятых законов о замене льгот деньгами. Часть экспертов считает, что это одно из ярких проявлений линии на сокращение бюджетных расходов. Сокращения любой ценой и без соотнесения с целями долгосрочного развития. "Но зачем же именно сейчас вести такую политику?" - недоумевают аналитики. Является ли продуманной социальной политикой снижение ставки ЕСН, в результате которого сократились расходы фондов социального и обязательного медицинского страхования? Это более сложный вопрос. Налог на бизнес сократился - одновременно увеличилась нагрузка на широкие слои населения. Это, как говорится, непопулярные, но, по сути, безальтернативные меры.
Уже пятый год идет существенный рост экономики, а цена на основной экспортный товар - нефть - достигла рекордных высот. Сложились исключительно благоприятные условия не для сохранения накопленного - для использования огромных ресурсов для рывка вперед. И закономерно, что во многие статьи бюджета заложены серьезные средства для инвестиций.
Разрыв в бюджетной обеспеченности самых богатых и самых бедных регионов достигает 1:200, если считать только их собственные доходы.
Но проект бюджета, по мнению экспертов, не отражает достаточно тему "дирижизма", участия государства в экономике. Обычно власть призвана решать те проблемы, которые старательно обходит рынок: инновационная деятельность и доступ к кредитам для малого и среднего бизнеса, дорогостоящая замена инфраструктуры, финансирование проектов в обрабатывающей промышленности. Однако у нас "частногосударственное партнерство" (термин пришел, кстати, из западного опыта) в самом зародыше. Пока есть точечные решения правительства о поддержке тех или иных проектов. Или субсидирование процентных ставок по кредитам в угольной и сельскохозяйственной отраслях. Нельзя, однако, забывать, что вписать сумму инвестиций в строку бюджета и проводить постоянную линию на модернизацию - разные вещи. "Минфин не готов пойти на установление устойчивого механизма". Эксперт, высказавший это мнение, подчеркнул, что говорил именно об однобоком, фискальном характере предложенного на утверждение бюджета. Определенная доля истины в этом есть. Но необходимо принять во внимание, что условия для усиления воздействия власти на экономику только формируются, и жизнь может подсказать нестандартные решения.
Не обойден общественным и экспертным вниманием и Стабилизационный фонд. Уже к началу следующего года его объем превысит рубеж в 500 миллиардов рублей. После этого Бюджетный кодекс разрешает средства использовать не только на покрытие внешнего долга, но и на иные цели. Одна из них - финансирование дефицита Пенсионного фонда. Но что будет дальше? С одной стороны, фактическое замораживание огромных денег приведет к их обесцениванию. Но с другой - и "вброс" их в экономику чреват инфляционным всплеском. Минфин принял сдержанно-консервативное решение. Возможно, инвестированы средства и будут, но в высокодоходные ценные бумаги.
Из числа потенциально перспективных и действенных новаций проекта бюджета-2005 выделяется попытка ввести показатели деятельности министерств и ведомств. Половинчатость этого процесса была неизбежна: реформа правительства идет всего пятый месяц. Но уже очевидно, что министерства нашли нужный механизм, который сможет эффективно заработать в 2006 году. Усилилась роль министерства экономического развития в разработке этой стратегии. У министерств появилось право определять свои стратегические цели, обосновывать их и... выбивать средства. Аргумент противников новой концепции прост: все сведется к схеме "проси больше - дадут меньше". Но есть серьезный контраргумент - высшие эшелоны власти не хотят провала заявленных планов роста, и давление на чиновников нарастает. И это может стать началом перелома многолетних ведомственных традиций. Разумеется, показатели деятельности имеют чисто индикативное значение. А ведомства, выполняющие контролирующие и регулятивные функции, вообще трудно "сосчитать и замерить". Как, например, Федеральную службу по финансовым рынкам или Федеральную антимонопольную службу.
В целом проект бюджета вобрал в себя и как свежие идеи, разработанные под планы удвоения ВВП, так и косность прежних, неэффективных сегодня, подходов. Видны следы напряженного переходного периода, который переживают и ведомства, и общество. Как это совместить, это уже задание на осень для министров и депутатов.