Отчет ФАТФ: как "отмывают" деньги?

Имена фигурантов и страны, правда, не названы. Однако, по утверждению составителей отчета, описанные в нем сюжеты не только реальны, но и типичны. А наших банкиров с ними знакомят, видимо, для оперативной "ориентировки". Во-первых, чтобы не попались на крючок, а во-вторых, чтобы самим неповадно было.

Корреспонденту "РГ" тоже удалось с ним познакомиться и заглянуть на "кухню" финансовой разведки.

Досье "РГ"

Сегодня в России все сведения о сделках по покупке недвижимости, ценных бумаг и прочего имущества стоимостью свыше 3 миллионов рублей (это чуть больше 100 тысяч долларов) автоматически поступают для анализа в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Помимо банкиров, страховщиков, владельцев лизинговых компаний и казино с финансовой разведкой тесно сотрудничают риелторы, адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Схема 1:

Грузите самолеты бочками

В ФАТФ уверены, что, несмотря на все многообразие схем, в сфере отмывания грязных доходов и финансирования терроризма существует несколько основных направлений.

Наиболее распространенный тип финансовых преступлений совершается с помощью влиятельных политических фигур, которые путем различных махинаций переводят в частное владение государственные средства, а затем через банки "отмывают" свои коррупционные доходы. Например, советник бывшего президента некой страны (в отчете ФАТФ она проходит под кодовой литерой "А") был замешан в схемах, связанных с незаконным возвратом денег из казначейства и пенсионных фондов вооруженных сил и полиции. Деньги были использованы для покупки контрольного пакета акций банка "М" за границей. Высокий чиновник определял проекты, связанные со строительством и недвижимостью, для их финансирования этим банком и пенсионным фондом. Он же контролировал строительные компании, реализующие эти проекты. И по сути разработал способ увеличения фактической стоимости инвестиционных проектов пенсионных фондов на 25 процентов. Эти проекты автоматически получали одобрение членов правления пенсионного фонда полиции, поскольку некоторые из них брали взятки. Так советник президента и члены совета директоров банка "М" были уполномочены организовывать покупку военных самолетов. Из-за мошеннической 30-процентной надбавки к продаже только в двух сделках, организованных ими, правительство страны переплатило 150 млн. долларов. Эти деньги, полученные незаконным путем, якобы были проведены через банк "М". Оттуда они перетекли на многочисленные счета, открытые на различные имена в иностранных банках, чтобы сокрыть их происхождение.

Благодаря бдительности банкиров преступник был в конце концов арестован. Кстати, вместе с соучастником - тоже советником бывшего президента страны.

Схема 2:

Фонд-прачечная

Семья правительственного чиновника высокого ранга, говорится в отчете ФАТФ, учредила за границей фонд в стране, которая предоставляет льготный налоговый режим. Фонд имел банковский счет в третьей стране, с которого был сделан перевод на сумму около 1,5 млн. долларов на совместный супружеский счет, открытый за два месяца до этого в четвертой стране. Информацию об этом переводе банк направил в местный орган финансовой разведки. И схема этой махинации стала известна ФАТФ.

Схема 3:

Подставная компания

Третий сюжет касается вице-президента крупной государственной компании, который имел годовой доход в 200 тыс. долларов США, однако ухитрился провести через свои счета в разных странах свыше 200 млн. долларов. Часть этих денег пошла на взятки главе государства и главе правительства, правительственным чиновникам высшего ранга. Остальные - получили члены семьи, друзья и партнеры махинатора. Для осуществления и получения платежей использовалась компания - оболочка.

По мнению одного из членов ФАТФ, существует несколько возможностей выявить незаконные финансовые операции влиятельных политических лиц. Например, во время перемен в правительстве страны, когда незаконные действия предшественников раскрываются преемниками власти. Однако в ряде случаев обвинения в коррупционной деятельности могут быть и "сведением политических счетов". Поэтому ФАТФ рекомендует оперативно, то есть по горячим следам, отслеживать подозрительные или необычные операции, осуществляемые лицами, действующими от имени политика или чиновника.

Схема 4:

"Общак" от благотворительности

Особое внимание ФАТФ уделяет источникам финансирования терроризма. По мнению экспертов, деньги на террор чаще всего аккумулируются в некоммерческих организациях (НкО), например этнических землячествах, и перемещаются со счета на счет под видом финансирования благотворительности или культурных и просветительских проектов.

Досье "РГ"

Ежедневно в российскую финансовую разведку приходит по 10 тысяч сообщений. Вся поступающая информация вначале анализируется компьютером по 25 критериям, а затем отобранные сведения передаются финансовым аналитикам.

За два года в базе финразведки собралась информация о 1,6 миллиона операций на общую сумму 14,5 триллиона рублей. По материалам заведено 11 уголовных дел о легализации "грязных" денег.

В процессе уголовного расследования деятельности сети фондов (включающей 215 НкО), учрежденных членами одной иммигрантской общины, было выявлено, что они регулярно переводили крупные суммы денег на счета в другой стране. Банкиров насторожило, что объемы переводов были необычно высокими по сравнению с объявленной целью и видами деятельности этих фондов, и они сообщили о них в финансовую разведку. Расследование показало: одним из получателей этих средств была компания, числившаяся в списке лиц, причастных к террористической деятельности, составленном Советом Безопасности ООН.

ФАТФ подчеркивает, что одни НкО официально регистрируются в качестве благотворительных организаций и затем используют свой статус для получения взносов и пожертвований, а другие - выполняют менее важные функции и зачастую оставляют свою деятельность без регистрации. Такие более известны как культурные ассоциации и бюджет их часто состоит из средств, предоставляемых этническими общинами. Именно эти организации - один из главных факторов риска.

Анализируя их деятельность, часто можно обнаружить несовместимость между видимыми источниками и объемом привлекаемых и перемещаемых денежных средств: когда крупные суммы денег неожиданно собираются внутри общин, имеющих очень скромный уровень жизни. Другой настораживающий признак - несоответствие между структурой и размером финансовых операций и официальной деятельностью НкО. Например, культурная ассоциация после 10 лет существования открывает в банке счет для управления поступлениями от музыкального фестиваля и вносит на него несоизмеримо крупную сумму денег.

Необходимо обращать особое внимание на наличие в НкО иностранных руководителей, особенно если при этом идут крупные переводы в страну происхождения этих директоров. Подозрительно существование большого количества НкО с невыясненным характером связей: например, когда несколько НкО переводят деньги друг другу или имеют один и тот же адрес, тех же менеджеров или тот же персонал. Обращают на себя внимание и те организации, в которых либо малый штат сотрудников, либо персонал вообще отсутствует, у которых нет офисов или номеров телефонов. Должно настораживать и внезапное увеличение частоты операций, а также крупные сделки за наличный расчет.

Схема 5: Безналичный террор

Террористы чаще всего используют для перемещения своих средств безналичные переводы, считает ФАТФ. Структура финансирования терактов 11 сентября в США была построена именно вокруг "безнала". Телефон и Интернет позволяют переводить средства на "бесконтактной" основе. Небанковские финансовые учреждения, такие как системы денежных переводов или бюро обмена, давно взяты на вооружение террористами. 3 тысячи долларов - таков сегодня нижний "порог", с которого ФАТФ рекомендует начинать отслеживание подозрительных переводов. Но террористы начали приспосабливаться, перечисляя более мелкие суммы. Эксперты ФАТФ уже поставили вопрос об отмене "порога".

Схема 6:

Страшилка для страховщика

Страховой бизнес, по мнению ФАТФ, широко используется "отмывателями" всех мастей. Он оперирует гигантскими суммами: страховых взносов в мире собирается на общую сумму от 2,4 до 2,6 триллионов долларов. Эксперты считают его очень уязвимым из-за его размеров, широкой доступности и многообразия страховых продуктов.

Досье "РГ"

Федеральная налоговая служба начала борьбу с "серыми" схемами ухода от налогов. Известно, что компании чаще всего "косят" налог на прибыль.

Например, организация "А" заключает с организацией "Б" договор на консультационные и маркетинговые исследования, которые могут исчисляться миллионами долларов, а их результатом могут быть две-три страницы, которые объективно никакой новой информации не содержат. Цель такого договора - завышение расходов и занижение налоговой базы.

Одна из распространенных схем состоит в следующем: лицо, легализующее преступные доходы, производит одну или несколько переплат страховых премий и затем обращается с просьбой о выплате возмещений третьей стороне. Страховщиков должна насторожить также частая смена выгодоприобретателей, использующих полис на предъявителя. Как и требования о преждевременном возврате страховых полисов, особенно если такое действие не имеет явного экономического смысла.

ФАТФ с тревогой отмечает, что легализаторы преступных доходов, раньше действовавшие на свой страх и риск, теперь все чаще прибегают к помощи профессиональных экспертов по правовым и финансовым вопросам. Исходя из этого ФАТФ приняла решение изучить, как услугами таких консультантов могут злоупотреблять в целях отмывания преступных доходов. В зону усиленного внимания попали адвокаты, бухгалтеры, нотариусы и иные специалисты, которые помогают своим клиентам в организации и управлении финансовой деятельностью.

Тем временем

Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Виктор Зубков заявил на днях, что в базе данных его службы находится более 2,5 млн. сообщений о подозрительных и сомнительных сделках в финансовой сфере, из которых более 80 процентов приходится на банки. Кто же попал в "черный список" Росфинмониторинга? Естественно, что Зубков и его коллеги в ответ на эти вопросы отмалчиваются. Так что банкирам пока остается одно - читать "пособие" ФАТФ о типичных схемах отмывания "грязных денег".