01.09.2004 03:30
    Рубрика:

    Центризбирком планирует ввести пропорциональные выборы

    ЦИК разработал проект радикальной избирательной реформы

    Сюрприз у главы ЦИК Александра Вешнякова получился. Слухи о деятельности рабочей группы по обобщению практики применения федерального законодательства о выборах ходили давно, в последние две недели в прессу стали регулярно поступать утечки информации. Однако масштаб предлагаемых изменений таков, что все присутствующие сидели на заседании тихо как мыши, пытаясь уследить за всеми положениями доклада Ольги Застрожной. Вкратце авторы концепции выделили в избирательной системе РФ четыре группы проблем: регионы вертят нормами избирательного законодательства как хотят, обе палаты парламента стремительно теряют авторитет, выборы в органы власти субъектов Федерации практически не интересуют население, как и политические проблемы в целом. Все четыре проблемы попытались решить практически одним способом, поставив все на внедрение пропорциональной системы выборов, то есть выборов по партийным спискам.

    Думу выбирать предлагается не по смешанной системе, когда каждый избиратель голосует дважды - за одномандатника и партсписок, а только по пропорциональной. Предполагается, что эта мера позволит избежать злоупотребления административным ресурсом, хотя Ольга Застрожная в ответ на критику указала, что "административный ресурс можно великолепно использовать при любых системах, все мы реалисты - лишить власть власти невозможно". Однако пропорциональная система не очень-то способствует представительству регионов, поэтому была изобретена методика регионализации партийных списков. В основную часть списка входят до трех человек (явно опыт "единороссов"), а региональные списки формируются по группам субъектов Федерации: каждая региональная группа - всего их 72 - должна отражать интересы от 3 млн. до 10 млн. избирателей (от одного субъекта Федерации до нескольких). После голосования в Думу проходят трое первых, а дальше кресла распределяются в зависимости от рейтинга проголосовавших за эту партию в каждой региональной группе. При таком раскладе кандидат-москвич может оказаться на 25-м месте, а сибиряки займут два первых десятка. 7-процентный барьер для прохождения в Думу предлагают сохранить, но ввести пункт, что в Думе должно быть представлено не менее четырех политпартий или избирательных блоков.

    Концепция предлагает исключить возможность участия в думской кампании губернаторов, которые обычно передавали свои мандаты следующим по списку. Теперь партия такой мандат потеряет. Нерешенным остался вопрос о возможности участия в выборах избирательных блоков, составленных из политических партий. Зато политпартии смогут выдвигать своих кандидатов на выборах органов местного самоуправления. Правда, если в списках будет кандидат, имеющий снятую судимость за тяжкое преступление, теперь об этом будут непременно сообщать избирателям. Для голосования предлагается выделить только два дня в году - первое воскресенье декабря и третье воскресенье марта, а это значит, что полномочия уже выбранных органов власти в регионах будут, видимо, сокращены для унификации законодательства и экономии средств.

    В качестве контролирующей меры рабочая группа ЦИК предлагает создать единый регистр граждан РФ, объединив и дополнив электронные базы всех ведомств - так что сосчитают каждого. А для повышения интереса к реформе решено было порекомендовать Думе обсудить возможность введения 30-процентной квоты для женщин в партийных списках. Предложение Елены Дубровиной поддержал Александр Вешняков, однако Застрожная покачала головой и напомнила, что каждый раз, когда ЦИК выходит с этой инициативой, "мужской состав Думы отвергает это предложение при голосовании". В проекте также появились ответные меры на предложения ОБСЕ, например, право направления наблюдателей на избирательные участки для всех общественных объединений, действующих на территории проведения выборов. Робкую заявку ЦИК сделал и на реформу Совета Федерации. Например, Ольга Застрожная не исключила возможности соревнования на выборах в сенат между партсписком и независимым кандидатом. "Когда частное лицо противостоит партии - это непонятный винегрет", - возмутилась Елена Дубровина.

    Следует учесть главную особенность избирательной реформы: рядовой гражданин не сталкивается с ней, выходя поутру из подъезда. Обычно она настигает население раз в четыре года, поскольку федеральные предвыборные кампании не заметить невозможно (в отличие от выборов в регионах или органы местного самоуправления). Но эта реформа свалится на голову российского избирателя, скорее всего, уже через год. Сам график ее обсуждения составлен так плотно, что не оставляет сомнений в возможности появления законопроектов уже в ходе весенней сессии Госдумы в 2005 году. В сентябре и октябре обсуждение концепции пройдет в Иркутске, Ханты-Мансийске, Краснодаре и Вологде, а в ноябре ЦИК надеется провести парламентские слушания по проекту в Госдуме.

    Последствия утверждения этой концепции означают радикальный переворот в системе управления государством. Представительная и исполнительная ветви власти отныне будут формироваться с учетом идеологических позиций участников избирательного процесса, а партбилет, по крайней мере в монолитных по цвету регионах, вновь может начать конкурировать с паспортом по популярности. Это также означает полный демонтаж существующей партийной системы: в большинстве регионов есть только две партии: "Единая Россия" и КПРФ, плюс группка местной политически подкованной элиты, которая перед очередными выборами решает, к кому прислониться на этот раз. Если проект превратится в законы, оперативно утвержденные к выборным кампаниям 2007-го и 2008 годов, то хрупкий кустик многопартийности может просто не успеть вырасти на российских просторах. А значит, Россия свернет к американскому стилю управления государством, с которым ее сближает и концепция президентской власти, закрепленная в Конституции. И тогда уже предположения о появлении партбилета N 1 для главы государства превратятся в суровую реальность.