- Тут сказываются как минимум два фактора, - поделился с "РГ" своими соображениями ветеран спецподразделения КГБ СССР "Вымпел" полковник Юрий Беспалов. - Во-первых, непосредственными исполнителями терактов являются российские граждане. Я не помню случая, чтобы смертником или его пособником оказался иностранный наемник. У террориста всегда под рукой настоящий (реже - фальшивый) российский паспорт, который он предъявляет милиционеру, таможеннику или пограничнику. Даже если гражданин выглядит подозрительно, формальных поводов для его задержания нет: документы-то в порядке.
Что касается оружия и взрывных устройств, то террористы провозят их с собой в исключительных случаях. Каналов нелегальной доставки опасного груза в любую точку страны хватает и без того. Людям, делающим бизнес на таких перевозках, в общем-то, без разницы, что переправлять - контрабандный товар, наркотики, взрывчатку или оружие. От степени сопряженной с такими операциями опасности варьируется только цена сделки. У транспортных мошенников есть свои люди и в билетных кассах, и среди железнодорожного, авиационного персонала, даже среди милиционеров линейных отделов внутренних дел. Бандитам стоит лишь заплатить кому следует, и путь свободен.
Во-вторых, если представить, что вооруженные террористы наткнулись на правоохранителей непосредственно перед терактом, еще не факт, что их акция сорвется. К сожалению, имеется множество примеров, когда преступники попросту откупались от милиционеров. Вспомним рейд Басаева на Буденновск. Доподлинно известно, что колонну несколько раз тормозили на постах ГАИ и всякий раз отпускали без досмотра. Кто-то из бандитов потом шутил: мол, баксов не хватило, а то бы мы до Москвы добрались.
Конечно, продажных милиционеров гораздо меньше, чем честных и порядочных. Иначе Россия давно бы захлебнулись пролитой в терактах крови. И рванула бы шахидка свою адскую машинку не рядом с универмагом, а в толчее метро "Рижская". Сегодня в заложниках у отморозков томились бы не четыре с половиной сотни учителей, школьников и их родителей, а весь Беслан. Басаевы с масхадовыми разъезжали бы по стране, ничуть не таясь.
Впрочем, бандиты и теперь спокойно передвигаются по России. Слава богу, не под клыкастым флагом Ичкерии и не с зелеными повязками смертников на лбах - все больше в толпе соплеменников. Вспомним, какие виды транспорта они предпочитали использовать в своих акциях в последние годы.
Автомобильный. Он по-прежнему самый удобный для террористов. Не случайно машинами пользовались Басаев, Радуев, Бараев. Группа, которая сейчас держит заложников в Беслане, тоже подъехала к школе на ГАЗ-66 и так называемой "таблетке"- уазике. Автомобили легко менять в дороге: они не подвергаются обязательному осмотру, как самолеты; маршрут движения в отличие от поезда можно корректировать в пути. Другой вид автомобильного транспорта - автобус - террористы охотно выбирают из-за большого количества пассажиров: при всем желании каждого не "просветишь". Кстати, шахидки из группы Мовсара Бараева добрались до Москвы именно на автобусе - под видом челночниц. Наконец, как мы уже говорили, в пути всегда остается шанс уладить проблемы с гаишниками с помощью взятки.
Воздушный. Самый быстрый, но не самый безопасный для террористов вид транспорта. После терактов в США были ужесточены меры безопасности во всех российских аэропортах. Правда, исключить на сто процентов взрывы не удалось: катастрофы Ту-134 и Ту-154 - лишнее тому свидетельство. Однако эти теракты скорее исключение, чем правило. Террористы все же предпочитают не рисковать и выбирают самолеты в качестве средства доставки к месту спланированных операций.
Железнодорожный (в том числе метро). Вокзалы, железнодорожные мосты и пути, а также метро террористы чаще используют в качестве объектов атаки. Десятками исчисляются подрывы вагонов и рельсов в Дагестане, Чечне, в районе Кавказских Минеральных Вод. Всем памятен теракт на перегоне московского метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Но и доставка по железной дороге оружия и взрывчатки, проезд в поездах самих террористов вполне вероятны. Особенно это касается пригородного движения: в электричках всегда много народа, и вычислить в толпе злоумышленника чрезвычайно сложно. С возобновлением железнодорожного сообщения между Чечней и Москвой вероятность терактов на этом маршруте, возможность переправки в столицу адских машин и оружия многократно возросли.
- Теоретически нельзя исключать и водного террористического трафика, - говорит Юрий Беспалов. - Но он скорее носит периферийный характер. Я, например, предполагаю, что по Каспию контрабандой переправляют не только рыбу, икру, наркотики, но и взрывчатку с оружием. Дальше сухопутным путем их доставляют в республики Северного Кавказа и Центральную Россию.