Новости

03.09.2004 01:10
Рубрика: Общество

Исключения и правила

Сегодня редакция "РГ" принимает 50 учителей из 14 стран ближнего зарубежья
Текст: Ядвига Юферова (Председатель оргкомитета IV Международного пушкинского конкурса для педагогов-русистов стран СНГ И Балтии, заместитель главного редактора "РГ")

Что бывает, когда журналист пишет заметку и ставит точку? Как правило, ничего не бывает. Но так как грамматика жизни строится не только на правилах, но и на исключениях, расскажу об одном из них.

 

 

Осень 2000-го года. 25 миллионов соотечественников из ближнего зарубежья едут в последнем вагоне надежды, что великая страна их не покинет, им поможет. А родина-мать с трудом выживает сама. Еще Ельцин не сказал на кремлевском крыльце свою знаменитую фразу совсем неизвестному тогда Путину "Берегите Россию". "Старшему брату" в разных вариациях из разных стран передают старую байку про Хрущева, который приехал в США и похлопал по плечу генсека компартии Гэса Холла: "Чем мы вам можем помочь?", а тот ответил: "Живите лучше".

В редакции мы собираем "круглый стол" под шапкой "Моя родина - русский язык". Политики, писатели, учителя кипятятся: русский язык вытесняется с постсоветского пространства. Что делать?!

Она научила русскому тысячи людей, а когда началась ломка перестройки, ей в лицо бросили: никому вы тут не нужны со своим русским, убирайтесь из республики.

Мы не приняли тогда резкое политическое заявление, а договорились - до конкурса и премии: надо хоть как-то поддержать тех, кто несмотря на то что "великий и могучий" стал языком иностранным, подвижнически продолжает учить русскому языку в ближнем зарубежье. Идею материализовали (в прямом смысле - 50 грантов по 6 тысяч рублей) тогда же с помощью первого вице-мэра Людмилы Швецовой и правительства российской столицы.

И когда в Москву приехали лауреаты конкурса, мы влюбились в их любовь к России, в их подвижнические судьбы. Галина Борисовна Агаханян-Гаврилова после питерского вуза не осталась в аспирантуре, а уехала по распределению в отдаленное армянское село, где по ночам выли волки. Она научила русскому тысячи людей, а когда началась ломка перестройки, ей в лицо бросили: никому вы тут не нужны со своим русским, убирайтесь из республики. И тогда она отправила на всю учительскую зарплату телеграмму президенту Армении. И тот поддержал ее. Поддержал язык великой культуры великого соседа. Она рассказывала о своей судьбе в Белом зале мэрии на торжественной церемонии. Продолжить такие истории со слезами или без слез мог любой.

Наши первые лауреаты - некоторые из них впервые побывали в Москве! - убедили, что конкурс должен быть постоянным. Были соросовские - теперь будут пушкинские учителя.

Вот так все и случилось. Из дискуссии родился конкурс и стал маленькой частью российской заботы по поддержке языка Пушкина в ближнем зарубежье. Возможно, это и есть росток того самого долгожданного гражданского общества, когда хорошие идеи рождаются и живут во времени и пространстве без указа и приказа.

В 2002 году мы даже умудрились провести в Бишкеке вместе с двумя первыми леди - Людмилой Путиной и Майрам Акаевой встречу с нашими пушкинскими учителями из стран Центральной Азии.

Сегодня в Москву приезжают уже 50 лауреатов 4-го конкурса, эссе которых на тему "И мы сохраним тебя, русская речь" жюри признало лучшими. Вместе с мэрами городов мира они будут официальными гостями празднования Дня города. Будет встреча в "Российской газете" и в школах столицы, торжественная церемония в Белом зале мэрии. Будет Третьяковка и будет Московский гуманитарный педагогический институт.

Будет - Москва!

И все эти дни - диалоги и дискуссии.

Может ли язык быть вне политики? Мы ждем, что расскажут нам Наталья Кожухова, Светлана Коромыслова и Елена Пестун из Латвии, где не утихают протесты русскоязычных школьников по поводу преподавания Пушкина на латышском языке.

Не терпится встретить Бэлу Гошадзе из Рустави и узнать, как им удалось в Грузии вместе с Викторией Поповой организовать ассоциацию наших лауреатов.

В России уже давно никто не общался с учителями из Туркмении, где лишним оказался даже русский театр. Валерия Оразова из Ашхабада, надеемся, представит нам туркмено-российскую школу им. Пушкина...

Среди 50 наших учителей есть особый гость - Юлдуз Каримова, студентка Ургенчского госуниверситета, будущая учительница, дочь учительницы. Ее мама Айгуль Розбековна прислала нам замечательное жизнеописание своей семейной педагогической династии, рассказы о своих учениках, в гости к которым она приглашает "самого Пушкина".

Члены жюри читали работу и единодушно решили, какой замечательный учитель русского языка живет на узбекской земле в Хорезмской области. Было очень горько узнать, что Айгуль Розбековна трагически погибла, так и не узнав, что стала Пушкинским лауреатом. Поэтому мы попросили получить в Москве диплом за маму будущую учительницу русского языка Юлдуз Каримову...

Хочется слушать и слышать всех наших дорогих гостей.

Вместе с радиостанцией "Эхо Москвы" мы проведем дискуссию в прямом эфире "Я русский выучил бы. Только зачем?".

Старую шутку "Я русский выучил бы только за то, что на нем разговаривает Виктор Степанович Черномырдин" обещаем больше не повторять.

Общество Образование Москва ЦФО