Первое же заседание Госдумы, намеченное на 22 сентября, начнется с обсуждения вопросов обеспечения безопасности в РФ. Поэтому вчера представители четырех комитетов (по безопасности, по обороне, по конституционному законодательству, по гражданскому законодательству), экстренно отозванные из отпусков, собрались на совещание в Думе и больше двух часов решали, чем же законодательная власть может помочь в борьбе с терроризмом. Затем, по информации источников "РГ", те руководители комитетов, что оказались в Москве, поехали на совещание в Кремль.
Уже к 16 сентября рабочая группа из представителей четырех комитетов, образовавшая по существу новый "антитеррористический" комитет, должна представить свои наработки. По словам Владимира Васильева, следует ждать изменений в миграционном законодательстве, а также в законах об обеспечении безопасности транспорта. Так, службы аэропортов могут получить возможность снимать с рейсов подозрительных пассажиров и грузы, а также может быть усложнен упрощенный порядок передачи автотранспорта (сейчас без нотариальной доверенности). Между тем, глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин заверил, что "никаких глобальных революций в законодательстве не будет". А руководитель Комитета по обороне Виктор Заварзин, напротив, пообещал представить поправки в Закон "Об оружии" и УК. Думцы также готовятся привлечь к антитеррористической деятельности и сенаторов, поэтому вчера рабочая группа обсуждала возможность совместной комиссии с Советом Федерации под условным названием "по противодействию терроризму, сепаратизму, религиозному экстремизму".
Независимый депутат и член думского Комитета по конституционному законодательству Сергей Попов считает, что, "если в спешном порядке разрабатывать меры по борьбе с терроризмом, это приведет к ухудшению ситуации, а действующего законодательства для борьбы с терроризмом вполне достаточно. На самом деле не хватает - и это конституционный пробел - гражданского контроля за спецслужбами, хотя ФСБ поднадзорно и контролируется прокуратурой, и я знаю, что это не пустые слова". Попов считает, что необходимо вводить механизмы парламентского контроля, а что касается усиления наказания за террористическую деятельность, то меры "в этом направлении - это имитация деятельности, ведь наказание должно быть неотвратимым, а какая неотвратимость возможна для женщины с поясом шахида?"
Виктор Илюхин, зампред Комитета по безопасности, тоже считает, что для борьбы с терроризмом создана "надежная законодательная база, вопрос не в законодательстве, а в неудовлетворительной правоприменительной практике". Он напомнил, что только в этом году Дума уже приняла три поправки в законодательство по борьбе с терроризмом, была усилена ответственность не только за террористическую деятельность, но и за пособничество террористам. "На этом ставить точку нельзя, - заявил Илюхин, - в корректировке нуждается законодательство по миграционным процессам, регулирующее регистрацию лиц, не имеющих российского гражданства, а также необходимо предоставить более широкий доступ к коммерческой и банковской тайне, чтобы предотвратить подпитку террористов".