Существует множество способов познакомиться, но исторически сложилось, что свахи всегда занимали особое положение. В прежние времена меньше всего в их услугах нуждались крестьяне, но без ритуальной фигуры свахи не могла обойтись ни одна свадьба. Дворянство предпочитало не афишировать необходимость в подобных услугах, даже если такая необходимость и возникала. Обычно все решали старушки-тетушки. Основными клиентами свах оставались мещанство и купечество.
Но времена меняются, а свахи остаются. Найти их не составило особого труда. Мы их разыскали по объявлениям в газетах и на интернет-сайтах. После беседы по телефону, которую, кстати, свахи начинают вопросами о возрасте и цели знакомства, договаривались о встрече. С собой необходимо было взять документы и фотографии.
Обычно клиента приглашают на квартиру, но у многих современных свах имеются собственные офисы. Там же располагается и небольшая фотостудия. За 700 рублей нам предложили сделать портрет, что называется, не отходя от кассы. Возраст самих свах, как мы заметили, в среднем от 40 до 60 лет. Те, что постарше, подходят к делу с душой: их в первую очередь интересует, какие душевные качества ценит в будущем избраннике клиент. Свахи помоложе прагматично начинают разговор с вопроса о желаемом материальном положении будущего супруга.
И те, и другие берут за первую консультацию от 1000-2000 рублей и выше. Мы заполнили анкеты, и нам пообещали, что наши данные будут размещены в специальной картотеке. Некоторые предлагали за дополнительную плату в 3000 -3500 рублей поместить анкеты еще и в Интернете.
Оказалось, что некоторые свахи не берут денег с женщин. Объясняют это тем, что мужчины, которые обращаются к свахам, просто ленивы, а женщины из-за природной скромности не могут сделать первый шаг. А раз так, пусть мужчины платят двойную цену за свою безынициативность.
Принцип работы у свах разный. Некоторые просто предлагают посмотреть каталог. Если кто-то привлек внимание, тут же дадут несколько практических советов, как лучше построить общение с кандидатом, и телефон. Далее предстоит действовать самостоятельно. Другие сначала долго разговаривают и стараются как можно больше узнать о вас и только затем подбирают пару по собственному разумению и знакомят людей. Многие работают до конечного результата, но иногда ограничивают свои услуги определенным сроком.
Результат у свах разный: одна сказала, что у нее целых 17 свадеб за 5 лет, у другой на боевом счету - восемь за полгода. Не стоит забывать о бдительности. И хотя вероятность обмана невелика, но все же бывает, что "свахи" просто берут объявления о знакомствах из Интернета или из газет и продают одинаковые распечатки всем клиентам за немалые деньги.
Три года назад в Екатеринбурге были обмануты несколько человек, воспользовавшиеся предложением брачного агентства, находящегося в Москве. Деньги с них получили и затем оставили с носом. Поэтому тем, кто решил предпочесть брачную фирму индивидуальным услугам свахи, перед обращением следует получить информацию об агентстве, его лицензии, сроке работы на рынке.
После оплаты услуг, а это минимум 1500 рублей, и заполнения анкеты нам предложили просмотреть картотеку "кандидатов в супруги". Связываться с ними предстояло самостоятельно. В картотеках содержится несколько тысяч анкет, так что мы устали просматривать варианты. Откуда их так много, менеджеры объяснять не захотели, но заверили, что эффективность их услуг - 10-15 свадеб за полгода. Чаще всего в агентстве оставляют свои анкеты женщины в возрасте от 30 до 45 лет, мужчины реже. Но что примечательно - именно помощью агентств пользуются большинство мужчин, желающих познакомиться для серьезных отношений.
Конкуренцию агентствам и свахам могут составить брачные объявления в газетах.
"Имею хорошее состояние, 30 лет, блондин, пью запоем. Желаю сочетаться браком с особой, которая старалась бы избавить меня от этой болезни", - так выглядело объявление в газете "Сваха" в 1905 году.
Считается, что первые такие объявления появились в Англии в девятнадцатом веке, и постепенно эта практика распространилась на всю Западную Европу. Но в дореволюционной России особой популярности не получила по причине неграмотности основной части населения.
Для размещения брачного объявления в газете мы позвонили в некоторые издания. Выяснилось, что объявление должно быть не очень большим и оригинальным, иначе им никто не заинтересуется. Успех будет зависеть и от тиража газеты. Далее остается только ждать. Но если письма не приходят спустя месяц-другой после публикации, надеяться бессмысленно. Кроме того, как показывает практика, именно в газету дают объявления "брачные аферисты".
При знакомстве любым из перечисленных способов следует учитывать, что наибольшим успехом пользуются женщины в возрасте от 20-30 лет, мужчины от 30 до 45.