Самое современное оружие и железная воинская дисциплина оказываются бессильными против невидимого противника - вируса иммунодефицита человека. "Чума двадцатого века" поражает все армии мира без исключения, в том числе и российскую. Только что в Москве завершился международный семинар по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди военнослужащих. На вопросы "РГ" отвечает один из его участников, начальник отдела организации надзора за ВИЧ/СПИД Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Александр ГОЛИУСОВ.
- Вы помните самого первого больного СПИДом в погонах?
- Да, это случилось в 1987 году. К врачам обратился военный переводчик с характерными симптомами. Он работал в Африке и заразился при гомосексуальном контакте. С развернутой картиной заболевания этот больной прожил девять лет. А на прошедшем семинаре военные медики сообщили о 2067 случаях инфицирования солдат и офицеров. Со временем все они потребуют лечения, которое стоит пять тысяч долларов в месяц. Иначе погибнут.
- Приходилось слышать о бытовом пути заражения СПИДом солдат, брившихся одной бритвой. Такое действительно случается?
- Нет, это всего лишь непроверенные слухи. Армия - часть общества, в ней есть и наркоманы, и гомосексуалисты. Но в последнее время становится все больше военнослужащих, заразившихся при обычном половом контакте с инфицированной женщиной. Поэтому раздают солдатам презервативы. Но этого, конечно, мало. Профилактика ВИЧ-инфекции - не столько медицинская, сколько социальная проблема. Главное - изменить поведение человека. Армейские порядки позволяют проводить целенаправленную профилактику: все собраны в одном месте, подчинены единому ритму жизни. Но, к сожалению, молодые люди порой слушают предупреждения врачей и офицеров вполуха. У них свой сленг, свои ценности и свои авторитеты. Куда больше пользы принесла бы агитация популярных в молодежной среде музыкантов, актеров, спортсменов.
- Среди какой категории военнослужащих больше всего зараженных?
- Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных - это солдаты-срочники. Причем заражаются они еще до призыва, в основном при употреблении внутривенных наркотиков. Обычно инфицированных выявляют в течение первого полугода службы.
- Не проще ли заранее проверять всех призывников?
- С 1995 года у нас действует либеральный закон, регламентирующий обследование призывников, который требует анализа на ВИЧ. Однако ряд нормативных актов все же позволяет его провести. Поэтому во многих регионах призывников все же проверяют. Только за последние два года по этой причине военкоматы забраковали более пяти тысяч юношей. К сожалению, сказывается недостаточное финансирование ВИЧ-диагностики. Раньше министерство здравоохранения централизованно закупало лабораторное оборудование с реактивами и обеспечивало ими регионы. Но в 2002 году, с введением нового "Бюджетного кодекса", эта практика была прекращена. В бюджете министерства обороны расходы на ВИЧ-диагностику тоже не предусмотрены. И регионы оказались перед фактом, что им самим надо искать деньги. А это порядка 350-400 миллионов рублей в масштабах страны.
- Как складывается судьба солдат и офицеров, которым поставлен неутешительный диагноз?
- Закон запрещает любую дискриминацию ВИЧ-инфицированных. Солдат комиссуют, а офицеры, если позволяет их состояние здоровья, продолжают служить. Ведь от момента заражения до развития заболевания проходит значительный промежуток времени. Есть люди, которые инфицированы уже больше десяти лет, и до сих пор у них нет никаких признаков СПИДа.
- А что показывает зарубежный опыт?
- В США всю армию тестируют на ВИЧ два раза в год. Инфицированных контрактников не комиссуют, контракт продолжает действовать. В принципе это логично. Если военнослужащий заразился недавно, то, по моему личному мнению, нет никаких противопоказаний для службы в армии. А с другой стороны, 90 процентов солдат получают СПИД "в нагрузку" к наркотикам. Нужны ли российской армии наркоманы? Еще один важный момент. Надо думать не только о правах инфицированных, но и о тех людях, которые в случае боевых действий станут оказывать им помощь в самых неприспособленных условиях. Риск заразиться ВИЧ будет достаточно велик. И, наконец, не стоит забывать о страшном ударе по психике человека, узнавшего о своей неизлечимой болезни. По наблюдениям специалистов, у многих инфицированных появляются психические отклонения. Разумно ли давать таким людям в руки оружие?