09.09.2004 04:00
    Поделиться

    Эксперты о роли коррупции в терроризме

    Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

    - Для создания эффективной антикризисной системы в первую очередь необходима реструктуризация силовых структур. Назрела необходимость в создании системы, наподобие той, что уже давно действует в США и в принципе зарекомендовала себя с лучшей стороны. О становлении в таком случае России в качестве полицейского государства речи не будет, если все перемены в правоохранительных органах пройдут в соответствии с Конституцией. На нее в своем обращении ссылался и Владимир Путин, что немаловажно.

    Вместе с тем одними переменами в правоохранительных органах ситуацию не исправишь. Главный пособник терроризма - коррупция, которая пронизывает все слои власти от низов до верхов. Другую проблему, сам того, наверно, не желая, озвучил президент Северной Осетии Александр Дзасохов, который сказал президенту страны, что "надо говорить правду". Сейчас, к сожалению, от общества что-то всегда скрывают. Очень важно, чтобы за силовыми структурами был контроль, но он невозможен без полноты картины. Да и самих инструментов контроля как таковых тоже нет.

    Россия обязана быть стабильной, но стабильность должна основываться не на популярности президента, а на обществе и стройной партийно-политической системе, которой у нас нет. Что касается общества, то само оно никак не может дать отпор терроризму.

    Понятно, что создать озвученную президентом антикризисную систему быстро не получится. Надеюсь, что сейчас одним из первых шагов станет пересмотр политики на Северном Кавказе.

    Георгий Сатаров, президент фонда "Индем":

    - Вопрос очень непростой. Разговоры о необходимости создания действенной системы безопасности начались уже давно, еще после событий на Дубровке. И за это время даже что-то предпринималось, но, видимо, недостаточно.

    Сейчас, конечно, за национальную безопасность должны будут взяться всерьез. Но, к несчастью, большинство проблем, которые существуют в этом плане, не могут быть решены за короткое время. Есть безотлагательные меры, которые могут быть включены сразу же, а есть меры долгосрочного характера, от которых не приходится ждать быстрых результатов, но без них административные инструменты не могут быть эффективными. В частности, сейчас могут быть введены дополнительные ограничения, связанные с личной жизнью граждан, как это делалось в США и Франции. Но предоставление дополнительных полномочий силовым структурам, что является одним из немногих моментальных ответов на усиление терроризма, помочь не может, если не существует системы контроля за деятельностью правоохранительных органов. А это уже долгосрочная задача. В итоге получится гораздо более полицейское государство.

    У нас любят, говоря о безопасности, ссылаться на опыт США. Но почему-то забывают, что у них есть старые отработанные принципы контроля. В России они еще не появились, и силовые структуры дополнительные полномочия могут спокойно использовать для собственного блага. По этой же причине граждане отчасти настороженно реагируют на возможное расширение функций правоохранительных органов.

    А общество тоже не может дать отпор террору. В России не работают механизмы гражданской политической мобилизации - политические партии. Сейчас в Москве этим занимаются профсоюзные организации, но понятно, что это не совсем то, что действительно нужно. Задача общества - заниматься контролем над силовиками через те самые партии, а их нет.

    Поделиться