09.09.2004 00:00
    Поделиться

    Первые итоги фестиваля

    Рейтинги

    Фестивальный журнал "СИАК" ведет рейтинг конкурсных лент, образовав два собственных жюри - итальянских критиков и зрителей. Зрители пока отдают предпочтение фильму Алехандро Аменабара "Море во мне" - реальной истории о парализованном человеке, который отстаивает свое право уйти из жизни. Здесь по пятибалльной системе оценки - от 4 до 5.

    А вот критики выделяют анимационный фильм "Передвижной замок Хоула". Его сделал ветеран японской анимации Хайяо Миядзаки, который уже брал Гран-при Берлинского фестиваля за посредственный, по-моему, фильм "Унесенные призраками". На том же уровне сделана и эта история, взятая из английской детской книжки: девушка повстречала симпатичного мага Хоула, но злая ведьма обратила ее в 90-летнюю старуху и забросила в пустыню. Там старая девушка находит замок своего юного мага и нанимается туда уборщицей, чтобы найти способ помолодеть и обручиться с любимым. Рисунок груб и примитивно реалистичен, выполнен в стиле 50-х, атмосферы нет, история стандартна. Чем это подкупило итальянских коллег, не представляю. Но опасаюсь, что может повториться берлинская история и Миядзаки возьмет какого-нибудь "льва" и в Венеции. Хотя зрительское жюри отказалось впадать в детство и выставило фильму двойки и тройки.

    Наша картина "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной в обоих рейтингах оценивается, увы, невысоко, получив и у зрителей, и у критиков по единице, иногда двойке и только одну тройку, которую выставил критик газеты "Ла Стампа".

    Персона

    Из неприятностей: на фестиваль не прилетела наша Кира Муратова. Здесь в почетной внеконкурсной программе показывают ее фильм "Настройщик", восхитительную поэму абсурда, современные "Мертвые души", где можно найти параллели с мирами Гоголя, Зощенко, Кафки, Феллини и других певцов абсурдных социумов. Смотрят картину с восторгом, в залах долго не смолкают аплодисменты, но режиссер их не слышит: Муратова летела в Венецию через Вену, пограничники предъявили какие-то визовые претензии и, хотя фестиваль обещал все уладить, Муратова, женщина крутая и самолюбивая, развернулась и улетела обратно в Одессу. А к картине мы еще не раз вернемся. Это ее лучший фильм, и он был бы абсолютным шедевром, кабы не его непомерная длина - абсурд длится два с половиной часа.

    Его мир населен, как и положено, людьми разных возрастов, но они все старые, практически мертвые. Ломкая девица Лина считает себя красоткой и потому претендует на очень красивую жизнь. Под ее каблуком - жалкий муж, который, чтобы подкормить жену икрой, готов под видом настройщика ограбить старушку. Старушка - то, что у нас считается интеллигентной женщиной: с прошлым, с манерами и приличной мебелью, оставшейся от "той жизни", с некоторыми надеждами на то, что ее возраст не так бросается в глаза, и с подругой, у которой тоже все позади.

    Обычно Муратова снимала в своем кино характерных натурщиков, которые не могли играть, но замечательно передавали мгновение, у Муратовой всегда уникальное и неповторимое. Она как механическим болванчикам поручала им без конца повторять одну и ту же фразу, что стало знаком навсегда забуксовавшего мира. В "Настройщике" она впервые за многие годы вернулась к актерам и предложила снайперски выписанные диалоги, где наличествуют такие сложные термины, как "клептоманка", "лесбиянка" и "Циммерман". На роли интеллигентных подруг пригласила таких грандиозных актрис, как Алла Демидова и Нина Русланова, и они, мастерски воспроизведя гротескный муратовский стиль, сомкнули его с традициями великих "старух" русского театра и кино, таких, как Зуева или Раневская. Георгий Делиев в роли настройщика Андрея хорош потому, что безлик: герой никакой, его нельзя вспомнить, и в том его суть. Из натурщиц осталась Рената Литвинова, и это тоже снайперское попадание: ее внестильно манерная органика куклы Барби - фирменный знак пустеньких, самовлюбленных и на все готовых охотниц за "ла дольче вита". Сыграй так актриса - я бы назвал ее гениальной, но игры здесь нет: Литвинова всегда такова. Муратова ее использует для строительства своего гротескного мира точно так же, как поставленный на попа рояль или мебель в стиле вампир.

    Когда сладкая парочка, как измельчавший Раскольников, надула старушку, старушка немного поплакала, а потом занялась самобичеванием, стала винить во всем себя и жалеть своих ворогов. Чисто российская интеллигентская черта, которая и в малой неприятности и в большой беде возвращает нас к тому же родимому абсурду: ударили по щеке - сообрази, в чем ты виноват перед богом, и подставь другую. Этим хлестким аккордом картина и заканчивается.

    Скандалы

    Невиданная вещь: главной звезде фильма не нашлось свободного места на его премьере. Не повезло Аль Пачино. Он пришел на ночной показ картины "Венецианский купец", но сесть ему было некуда: билетов было продано больше, чем кресел в зале. "Это первый случай за всю мою практику, я такого на серьезных фестивалях никогда не видел!" - в ярости заявил продюсер картины Майкл Коуэн и пообещал больше никогда не приезжать в Венецию. Фильм задержали более чем на час, и следующий сеанс - "В поисках Никогдаландии" с Джоном Деппом - начался в половине третьего ночи. Представляя эту картину публике, глава студии "Мирамакс" Харви Вайнштейн сказал: "Добро пожаловать на завтрак в Никогдаландии. Надеюсь, директор фестиваля Марко Мюллер обеспечит нас круассанами с кофе, или я лично утоплю его в лагуне".

    Задержки киносеансов на час-полтора стали почти правилом. Не говоря о микроскопических, почти нечитаемых из зала английских субтитрах. Администрация объясняет обилие технических и организационных ляпов своим слишком большим успехом: "Мы поставили мотор от "Феррари" в старый маленький "Фиат", - гордо заявил новый президент Мостры Дэвид Крофф.

    Сюрпризы

    Тем временем на фестивале неожиданно образовался еще один наш фильм - его покажут в программе "Авторские дни", и он называется, как у Озона или Феллини, просто цифрой: "4". Его снял Илья Хржановский по сценарию Владимира Сорокина. По этому поводу здешние журналисты достали из своих пресс-боксов положенные туда фирменные маечки с изображением огромного голого живота беременной женщины, и теперь гадают, чем разродится российское кино 9 сентября. Маечку, по моим наблюдениям, не рискнул надеть никто: женщинам невыгодно прикидываться преждевременно беременными, мужчинам - тем более.

    Возник и предсказанный мною "черт из табакерки": новый директор фестиваля Марко Мюллер прямо на ходу "укрепляет" конкурс, добавляя в него новых участников. Так вдруг появился с новым фильмом "Пустой дом" и вступил в борьбу за призы культовый южнокорейский режиссер Ким Ки-дук. Просмотр состоялся только что, публика стоя аплодировала минут десять, успех грандиозный и бесспорные шансы на "Золотого Льва". Известный своими шокирующими историями ("Остров") режиссер на этот раз сделал подобие фильма-грезы о своего рода "третьем измерении", где живут прекрасные во всех отношениях принцы, отчего все женщины в зале будут счастливы. Подробнее - в следующий раз.

    Поделиться