Но лирическое настроение сменилось нервическим: пришло известие, что в связи с последними трагическими событиями перенесли - читай закрыли - фестиваль "Южные ночи" Александра Панкратова-Черного в Геленджике, и вопрос об отмене еще не начавшегося "Киношока" в крае, где проживают люди пятидесяти национальностей, стоял на самом высшем местном уровне. В органах госбезопасности Краснодарского края проходило совещание по этому поводу, и мнения высказывались самые категоричные, однако закончилось оно в пользу "Киношока" - столь пламенную телеграмму главе администрации Краснодарского края Александру Ткачеву прислали руководители "Киношока" Виктор Мережко с Ириной Шевчук и все-все-все, кто участвует в его создании.
"Нам кажется, сейчас нужно проводить больше подобных мероприятий, а не отменять их в ответ на запугивания и уходить в себя, - рассказал "РГ" главный режиссер-постановщик всех массовых фестивальных программ Вячеслав Спесивцев. - Представьте себе, что люди перестали ходить в театр, в кино, все разошлись по домам...
Но что это даст? Дома у нас тоже взрывали... Укрыться от агрессии можно, только сознательно идя на объединение и расширение общения друг с другом.
Да, нам пришлось внести значительные изменения в фестиваль и исключить из его программы важную для Анапы часть - "Кино на площади". Площадь открытая, сложно обеспечить безопасность на ней при массовом скоплении людей, ведь фильмы там показывались бесплатно. И открытие "Киношока" с центральной площади перенесли в летний открытый городской театр - мы все равно были под небом Анапы, только это небо защищали стены"...
Сценарий торжественной церемонии тоже корректировался вплоть до вечера 13 сентября, когда фестиваль кино стран СНГ и Балтии объявили открытым. Официальная часть с приветствиями, пожеланиями, напутствиями, важными речами, представлениями конкурсов и членов жюри осталась незыблемой. Традиционно подчеркивалось и главное отличие "Киношока" от других "киношных тусовок" - акцент именно на национальное кино. Был великий кинематограф Советского Союза. Все еще помнят сказочные мощности Ялтинской киностудии, "Беларусьфильма", "Туркменфильма". Теперь даже от грузинского кинематографа осталась одна легенда. И миссия кинофестиваля - не дать забыть, что было, показать, что есть, а главное - возродить былую славу национального кино и спровоцировать его развитие, пусть и под другим названием - стран СНГ и Балтии.
"Но "Киношок" - это все-таки ностальгический праздник?" - задала я вопрос Вячеславу Спесивцеву, когда тот экстренно решал за кулисами, выпускать "Песняров" после туркменских скрипачей или до. "А что такое ностальгия? - молвил режиссер. - Это память. А память - это наше и настоящее, и прошлое, и будущее. Я лично уверен, что все вернется на круги своя. Вся Европа объединяется. Мы к этому идем, и нам будет легче начинать - мы все одних корней, и у нас одни экономические основы. Россияне, выше голову, мы все еще соберемся", - обращался он уже то ли ко мне, то ли к выступающим... Ему ведь предстояло еще уговорить актрису Оксану Мысину спеть без сопровождения ее музыкальной группы, которая приедет позже, а Андрея Дементьева, выйдя на некоторое время из роли председателя главного жюри, почитать свои стихи. "А Андрей Битов что будет делать?" - стало очень интересно, глядя на классика современной литературы, сильно отличающегося от энергичных кинематографистов спокойным философским взглядом. "А Битов на "Киношоке" может делать все. Но ценность его в том, как он видит литературу сегодняшнего времени", - заключил Спесивцев. Ведь в его ведении и подчинении оказалось столько звезд и народных кумиров, что ни суеверные страхи об открытии 13-го фестиваля 13-го числа, ни прохладная погода, ни ветра с моря не смогли подрезать творческие крылья "Киношоку", о всех важнейших событиях которого мы будем вам непременно рассказывать.