Основные причины такой динамики - необычно слабое удешевление плодоовощной продукции, относительно высокие темпы удорожания административно регулируемых тарифов на платные услуги, повышение номинального обменного курса доллара.
В целом за январь - август рост потребительских цен составил 107,6 процента против 108,3 в 2003 году. В итоге выход на годовой норматив инфляции (110 процентов) стал маловероятным. Какие-то возможности в этом плане связаны с возвратом к номинальному ослаблению доллара до 28,7-29 рублей к концу года и со сдерживанием административно регулируемых тарифов до среднемесячных 100,5 процента против 101,0 процента, как намечалось. По нашему мнению, при сохранении нынешних тенденций в целом за 2004 год уровень инфляции ожидается в 110,5-111 процентов.
Интересно, что базовая инфляция практически не снизилась по сравнению с уровнем предыдущего месяца. Она составила 100,7 процента (июль - 100,8). Таким образом, тенденция ее последовательного снижения оказалась прерванной.
Причина - в наметившемся в последние месяцы повышении номинального курса доллара. Он воздействует на динамику цен как непосредственно, через удорожание потребительского импорта, так и опосредованно, вызывая рост скорости оборота наличных денег (см. график).
В результате укрепления доллара в номинальном выражении и банковского кризиса увеличилась привлекательность валютных активов как средства аккумулирования ликвидности. В результате стали быстро расти чистые покупки валюты, начался процесс редолларизации активов населения. Рублевая же наличность вытесняется в сферу обращения, что повышает скорость денежного оборота, стимулируя инфляцию.
Административно регулируемые тарифы в августе заметно повысились - до 101, 0 процента (в прошлом году -100,7). Ускоренными темпами увеличивались тарифы по широкому кругу жилищно-коммунальных услуг и услуг пассажирского транспорта.
Причем их рост стимулируется как компенсацией последствий искусственного замораживания в конце прошлого и начале текущего года, так и результатами скачка цен на топливо (уголь, мазут) во втором квартале. Кроме того, рост тарифов на железнодорожные перевозки стимулируется действием сезонного фактора.
Показательно, что снижение цен на плодоовощную продукцию было самым слабым за весь период публикации соответствующих данных (с 1999 года). Их индекс составил 93, 7 процента (июль - 101,5 процента) против 82, 8 процента в августе 2003 года.
Следует отметить, что динамика закупочных цен на овощи и картофель в текущем году практически не отличается от прошлогодней. Вероятно, причина слабого удешевления плодоовощной продукции - в действиях торговых организаций. Кроме того, вслед за повышением номинального курса доллара стали расти цены на импортную продукцию.
Кроме того, сохраняется существенный рост цен на автомобильный бензин. В августе он составил 101,9 процента (июль - 102, 7 процента). Удорожание бензина во многом связано с монополией нефтяных компаний на региональных рынках.
Продолжается ускоренный рост цен на мясо и мясопродукты (июль - 101,3 процента, август - 101,4 процента). Он связан с повышением закупочных цен под влиянием удорожания комбикормов в предыдущие месяцы, а также с увеличением цен на импортную продукцию в условиях укрепления доллара. Кроме того, вероятно, свою роль играет ужесточение политики квотирования импорта мяса.
Цены на сахар-песок растут опережающим темпом (июль - 109,1 процента, август - 101,2). Такой рост нехарактерен для этого времени года, когда цены на сахар традиционно снижаются под влиянием сезонного скачка предложения. В текущем году, вероятно, избыточное предложение компенсировано изменением правил формирования таможенного тарифа в начале года.