Реакция рынка показывает, что бизнес ждал именно такого развития событий. Поясним читателям, что значит "либерализация акций". В свое время, в 1997 году разделили акции "Газпрома" на "внутренние" и "внешние", запретив первые продавать иностранцам. Сделано это было для того, чтобы иностранный капитал не смог бы скупить слишком большие пакеты газового "кормильца" российского бюджета.
За это время инвесторы научились обходить этот запрет, но все же не переставали требовать либерализации акций, связывая это с притоком денег в газовую отрасль страны. И вот вчера Владимир Путин объявил наконец о намерении отменить двойное регулирование акций газового гиганта. "Это сделает компанию прозрачной, инвестиционно привлекательной и адаптированной к рыночным условиям", - заявил премьер Михаил Фрадков. Глава "Газпрома" Алексей Миллер пояснил, что правительство намерено снять квотирование (ограничение) продажи акций иностранцам - сегодня им не может принадлежать более 20 процентов акций.
Однако государство не намерено отказываться от контроля над "Газпромом". Премьер подчеркнул, что сегодня правительство контролирует половину газпромовских акций и намерено сохранить этот контроль и впредь с учетом того, что два вида акций теперь будут объединены. Алексей Миллер видит залог либерализации именно в том, чтобы государство получило контроль над теперь уже объединенным пакетом. Путин намерение премьера поддержал, сказав, что проблема находится в ведении правительства, и оно может поступать так, как сочтет нужным.
Второй элемент "газовой революции" заключается в том, что Путин поддержал предложение кабинета министров о передаче нефтяной компании "Роснефть" газовому монополисту в обмен на его пакет акций. Алексей Миллер поясняет, что часть акций "Газпрома" обменяют на все акции "Роснефти", после чего последняя фактически станет "дочкой" первой. "Это называется поглощение", - пояснил он.
Если учесть, что аналитики называют именно "Роснефть" первым претендентом на покупку нефтяной компании "ЮКОС", конечно, в том случае, если ее будут банкротить, то стратегические последствия такого решения предсказать нетрудно. Уже ясно, что в мире создается едва ли не крупнейшая нефтегазовая компания. Аналитики успели подсчитать, что добыча нефти "Газпромом" с учетом мощностей "Роснефти" составит 45 миллионов тонн в год.
Президент особо подчеркнул, что ожидает быстрых действий власти: "Чем быстрее и чем более рыночными инструментами это будет достигнуто, тем лучше", - заметил он.
Алексей Миллер, обычно сдержанный, не скрывал своего ликования на встрече с журналистами. "Мы будем иметь единый рынок. Решение о либерализации рынка акций "Газпрома" направлено на то, чтобы в конечном итоге мы имели один рынок акций и имели фундаментальную стоимость акций", - заявил глава "Газпрома".