В следующие дни в тот же поздний час, когда на пляже светит лишь одинокий фонарь местного кафе с пластиковыми стульями, - фигурное катание, прыжки с трамплина в Черное море, лыжи на песке, бег в ночи, охота за удачей, - в общем, каждый может найти себе занятия по интересам и по уровню развития собственного юмора.
А если серьезно, то Эльдар Рязанов и Андрей Битов, Георгий Данелия и Вадим Юсов, Андрей Дементьев и Александр Миндадзе, Ольга Остроумова и Инна Ульянова и многие-многие другие, собранные в одном месте и в одно и то же время, представляют собой довольно внушительную и авторитетную киношоковскую звездную компанию. Больше всех "работать с публикой" - раздавать автографы, фотографироваться в обнимку с семьями на память, крепко жать руки и долго-долго улыбаться приходится представителям "Ночного дозора" и "ментам". Ответственнее всех - Борис Грачевский. Душа, ум, честь и совесть "Ералаша", едва сойдя с трапа самолета, он тут же отдал дань детскому курорту Анапе и провел встречу со всеми директорами детских лагерей, домов отдыхов, пансионатов, бывшими пионерами и просто детьми. Рассказал под их хохот сюжет, который никогда не будет снят в "Ералаше". "Внук говорит дедушке: "Дед, тебе завтра в школе выступать, про войну рассказывать". - "Ты что, с ума сошел? Я всю войну в тюрьме сидел, что ты несешь-то?" - Мальчик в плач: "Дедушка, я обещал..." Дедушка говорит: "Ну черт с тобой". На следующий день он сидит перед школьниками и рассказывает: "Дети, вот в войну такой случай страшный был. Атака, мы в танке. Вдруг - прямое попадание, танк загорается. Что делать? Я люк верхний открываю: немцы. Открываю нижний - менты..." "Серьезных проблем воспитания детей мы не касались, - пояснил потом "РГ" Борис Грачевский. - Всему свое место. Но мне бы хотелось не торопясь, не на ходу, не в развлекательном ключе обсудить их за "круглым столом". Если я занимаюсь юмором, это не значит, что я не могу серьезно разговаривать - естественно, могу. Но кому это надо и когда?.. А происходящее мы расценили как нормальную творческую встречу. Ведь аромат взаимоотношений зрителей с теми, кто для них работает, объяснить невозможно. Его не измерить ничем. Он просто необходим для актера как воздух. Это электричество..."
Конкурсную программу полнометражных фильмов "Киношока" открывали две киноповести о первой любви. В российско-белорусском и казахском варианте. В первом, под названием "Дунечка", режиссер Александр Ефремов собрал известных актеров (играют Зинаида Шарко, Михаил Ефремов, Игорь Бочкин), но не нашел внятного способа, как справиться с автобиографическим произведением Светланы Шафранской, посвященным актеру Николаю Еременко-младшему. Гастрольная жизнь театра 70-х годов в ней показана глазами детей актеров, растущих за кулисами, - и это принципиально новое и положительное в том, что до того снимали и показывали в кино про театр. Они ведут свою драматическую жизнь. Двенадцатилетняя Дунечка, дочка художника театра, влюбляется в семнадцатилетнего Колю, сына актера. От безответной любви нежная, ранимая, искренняя девочка сильно заболевает и весь конец фильма лежит в беспамятстве. Параллельно развивается роман ее мамы с главным режиссером театра, в котором работает ее художник-папа. Для перекрестной мелодрамы у режиссера не хватает изобразительных сил. Экшн на экшене, каждую минуту что-то случается, но по фильму все это выливается в вереницу эпизодов, плохо между собой связанных и не сильно оправданных. Положение смягчает внешнее очарование девочки, старательно и прилежно играющей Дунечку, гнев и отчаяние обманутого мужа-художника - Игоря Бочкина, мягкость, такт и интеллигентность Дунечкиной бабушки - Зинаиды Шарко, богатый театральный опыт и колорит Михаила Ефремова - влюбленного режиссера в фильме. За один наиболее удачный и убедительный эпизод Александру Ефремову надо бы все-таки сказать большое человеческое спасибо. Маленькие дети видят на сцене бокалы с недопитым на спектакле шампанским. Решают втайне от взрослых отметить гастроли. Пьют разочарованные - в театре вместо шампанского в бутылки наливают лимонад. И тут занавес раздвигается, и они оказываются прямо посередине сцены перед публикой. Самое интересное - срабатывает условный рефлекс: они начинают кланяться, дети все-таки актерские...
Дебютная режиссерская работа Рустема Абдрашева из Казахстана "Остров возрождения" оказалась много удачнее. 60-е годы. Небольшой приаральский поселок. В дочь нового присланного партийного начальника влюбляется местный паренек Жарас. Чувства казахских Ромео и Джульетты необыкновенно поэтичны. Но сельчане и руководство школы осуждают влюбленных, устраивают им настоящее судилище, и на педсовете Жараса заставляют предать свою любовь... Очень органичные дети, завораживающая неторопливая режиссерская интонация, вдумчивые планы. Пески, верблюды в снегу, живопись в кадре - чувствуется, что Рустем Абдрашев долгое время работал художником в театре и кино. Он сделал авторский, красивый и глубокий фильм. Нервничал перед показом невероятно - такой дебют и такой бомонд в зале. Почему-то так часто получается - на фестивалях и не только - чем скромнее и менее вызывающе человек держится, тем лучше он снимает кино...