Выставку "Сокровища французской короны. Из собрания Лувра" музеи Кремля открыли вчера в Успенской звоннице. Помещение там маленькое, так что сокровищ на выставке поместилось немного - всего 23 предмета, зато все они самого наивысшего, королевского, качества и рождены во времена, когда знали толк в утонченной роскоши.
В прозрачных витринах, на матовом стекле, покоятся дивной красоты сосуды, ларцы и вазы из агата, яшмы, оникса, аметиста и горного хрусталя, обрамленные золотом, серебром и эмалями. Они производят впечатление на каждого - природной красотой материала, благородством форм и искусностью отделки. Но мало кто сегодня оценит их по достоинству, времена, когда в роскоши знали толк и могли наслаждаться филигранной тонкостью резьбы по камню, радостной пестротой эмалевых листочков, ровностью мелких зубчиков воротничка чаши, миновали вместе с каретами, минуэтами и мушкетерами. Все показанные на кремлевской выставке сокровища возраст имеют более чем почтенный - полтысячелетия, а то и много больше, и все они имели поклонников попреданнее, чем мы с вами.
Людовик XIV обожал свою коллекцию драгоценных предметов, часть которой приобрел у наследников кардинала Мазарини. Он хранил ее в Версале в специально сделанных резных шкафах, которые стояли в королевской спальне и в Кабинете Хрусталя. Немногое из собранного Королем-Солнцем дожило до нашего времени. А что дожило, много чего пережило. "Передан кураторам Музея 6 фруктидора IV года республики (23 августа 1796 г.) В XIX веке отправлен в Компьеньский дворец, затем в дворец Сен-Клу. Возвращен из Сен-Клу в Лувр 8 сентября 1870 г.". Сухие записи в паспорте луврских экспонатов - исторические свидетельства, такие же, как и сами вазы, чаши, потиры и перчатница.
Музеи Московского Кремля затеяли к 2006 году - 200-летию Оружейной палаты - цикл выставок, показывающих сокровища из королевских дворцов. В прошлом году привезли сокровища британские, в этом году французские, на очереди - драгоценные реликвии из токийского дворца японского императора. В обмен Кремль готовит выставки из собственных запасов. Лувр, например, привез свои вазы (в таком количестве они никогда не покидали музея) в надежде получить выставку византийских и древнерусских сокровищ из кремлевских музейных кладовых. Все это, конечно, очень здорово. Увидеть вещи, которых касались руки Людовика Четырнадцатого и кардинала Мазарини, и подумать, что однажды их, возможно, чуть не разбил д Артаньян (чтобы ни писали историки, мы-то все равно больше верим Александру Дюма), конечно, интересно. Но мало.
Выставка могла быть и больше и зрелищней, если бы луврские раритеты появились на ней в окружении других предметов, пусть и не таких драгоценных и редких, как представленные на выставке, но относящихся к тому же авантюрному семнадцатому столетию. Однако у музеев Московского Кремля сокровищ много, а с экспозиционной площадью - проблемы. Выставки проходят только в Успенской звоннице, где даже телекамерам на вернисаже не развернуться. Поэтому как бы ни восхищались знатоки "какие вещи!", зрители все равно предпочитают, когда сокровищ много.