Осень приносит на рынок труда известное оживление. Выпускники высших и среднеспециальных учебных заведений, которых в области немало, ищут применения полученных навыков и достойной зарплаты на многочисленных же крупных предприятиях, средних и мелких фирмах. Увы, нередко им доводится слышать и отказы от работодателей, а порой и условия оплаты труда кажутся молодым людям явно неадекватными. Приходится перешагивать порог центра занятости – и продолжать самостоятельный поиск.
Игорь – дипломированный технолог, выпускник государственного вуза. Сразу же после окончания института он пытался устроиться – практически одновременно – на несколько воронежских предприятий. И потерпел неудачу.
– В одной из фирм мне предложили «полуподпольное» оформление: мол, испытаем, попробуем, – рассказывает вчерашний выпускник. – И зарплата соответствующая, «учебная». Поработал буквально две недели и понял, что для работодателя это – удобный способ «эксплуатации стажеров» за копейки. Перспектив не наблюдалось, оставаться не было смысла. В другой компании с довольно известным «брэндом» условием приема было наличие личного автомобиля – должность предполагает командировки. Ну нет у меня, вчерашнего студента, своей машины…
Сейчас Игорь работает охранником и продолжает поиск достойного места. И таких как он, немало. По словам руководителя Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области Ольга Колесникова, примерно половина выпускников воронежских вузов согласны работать не по полученной в своих alma mater специальностях.
По оценкам экспертов по трудоустройству, основной причиной безработицы среди молодежи, являются профессиональные диспропорции на рынке труда. Сказывается и то, что большинство выпускников не имеют за плечами опыта работы. Выявлено, что ведущим мотивом в отказе выпускнику по трудоустройству по-прежнему остается именно отсутствие планомерной практической подготовки в вузе – этот показатель лидирует в таблицах служб занятости и составляет 40 процентов. А ведь база для производственной практики (особенно по техническим специальностям) имеется. Тут надо отметить, что из крупных предприятий Воронежской области полностью укомплектованы специалистами лишь единицы. На всех остальных производствах их нехватка – от 10 процентов и выше. Казалось бы – чем не идеальная ситуация для трудоустройства молодых специалистов? Но, тем не менее, с каждым годом недостача новых кадров ощутимо бьет по экономике многих организаций.
Кроме того на молодежном рынке труда сложилась ситуация высокой конкуренции. Так на одну вакансию по особо престижным специальностям – юрист, экономист и т. п. – претендуют десять и более человек. Ежегодно только через службу занятости на учет становятся более двух тысяч бухгалтеров и экономистов! При этом за тот же срок факультеты только дневных отделений вузов по тем же специальностям на рынки труда выпускают еще 500 человек. В то время как инженерные специальности у выпускников вузов котируются крайне низко – два-три человека на место. Не случайно, что руководители вузов сегодня пытаются разработать единую стратегию обучения, которая опиралась бы на рыночный спрос. Конкурентоспособность современного выпускника alma mater, по данным исследований воронежских специалистов, определяется целым рядом факторов. В лидерах прочно держатся демографические и социально-психологические мотивы. Каждый третий выпускник на рынке труда подвергается дискриминации по половозрастным признакам.
Иногда молодой специалист непомерно амбициозен, что не редко просто не соответствует реальному набору его качеств и умений. Хотя не секрет, что любые дополнительные знания на современном рынке труда ценятся достаточно высоко. При этом ставка, как правило, делается на компьютерную грамотность. В то же время, по признанию самих студентах, во многих вузах она оставляет желать лучшего.
В свою очередь, многие молодые безработные отличаются высокой мобильностью: по данным опросов, каждый четвертый воронежский студент не прочь работать в Москве или за рубежом. Пусть «хотеть» и «мочь» – разные вещи, тем не менее, отток молодых специалистов в столицу и даже за кородон – одна из устойчивых тенденций последнего времени.
Ну а уж если остался в Воронеже и не нашел ничего подходящего... На худой конец можно умерить амбиции и устроиться на менее престижную работу. Особенно спокойно понижение статуса переносит прекрасный пол: устраиваются продавцами, консультантами, секретарями, администраторами.
Впрочем, нельзя утверждать, что с вакансиями совсем уж худо, вовсе нет. За последнее время вырос спрос на инженерные кадры, линейных руководителей, организаторов производства, менеджеров. Высок рейтинг строителей, пищевиков. Помочь трудоустроиться выпускникам воронежских вузов, кроме ФГС ЗН, призваны два информационных агентства, в 17 вузах работают информационно-консультационные занятости (в прошлом году здесь услугами воспользовались более пяти тысяч выпускников и уже в первом полугодии нынешнего – почти шесть тысяч). Профессиональной базой по высококвалифицированным специалистам службы занятости ежегодно пользуются более тысячи работодателей. Но стоит сказать, что при всем разнообразии предложений имеются существенные территориальные и профессиональные различия: менеджер в Воронеже и где-нибудь в Воробьевке – две большие разницы и по престижу, и по деньгам.
Но самое тревожное заключается в том, что работодатели сами «раскачивают лодку» – своей безответственностью в отношении работников, неисполнению обещаний, нарушениями трудового законодательства. Специалисты службы занятости считают, что сегодня отказы выпускников устроиться на работу вызваны не столько не подходящими условиями, сколько отсутствием гарантий со стороны работодателя и государства, что предлагаемые на бумаге условия будут реально выполнены. Так что руководителям, заинтересованным в хороших специалистах, есть над чем поразмыслить.
Кстати
По данным Федеральной службы занятости по Воронежской области, ситуация с регистрируемой безработицей среди выпускников вузов 2001-2003 года выглядит следующим образом. В 2001 году из 514 зарегистрированных в центрах занятости населения безработных выпускников воронежских вузов без работы остались 116 человек, а уже в 2003 году из 633 человек – 342 человека, из них 141 направлялся на получение дополнительного обучения. Такая же тенденция, судя по всему, сохраняется и в текущем году.