- Экипажи самолетов были профессионально подготовлены к выполнению полетов, каких-либо отклонений в их действиях от требований документов, регламентирующих летную работу, в полетах не было, - сообщил Игорь Левитин. - Причиной авиакатастроф явилось разрушение конструкции самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах. Запись параметров, зарегистрированных бортовыми самописцами самолетов Ту-154 и Ту-134, свидетельствует об идентичном ударном воздействии на силовые элементы конструкции обоих самолетов с эпицентром внутри фюзеляжа и их полной разгерметизации в течение одной секунды
Бомбы взорвались практически одновременно и неожиданно для экипажей. По словам Левитина, взрывы произошли по правой стороне на двадцать пятом ряду кресел на Ту-154 (напомним, он упал в Ростовской области) и на девятнадцатом ряду - на Ту-134 (рухнул в Тульской области). Ту-154 в тот момент находился на высоте 12 тысяч 100 метров, а Ту-134 - на высоте 8 тысяч 100 метров. В течение двух-трех секунд после взрывов произошло нарушение кинематического управления рулями и отделение хвостовой части.
Примерно в то же время прекратили записывать информацию и почти все "черные ящики". Это произошло из-за обесточивания бортовой сети.
Перейти же полностью на аварийное питание было невозможно из-за разрушений конструкций самолетов. По словам Левитина, дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным. А вот нападения на экипаж или захвата самолета не было.
К такому выводу комиссия пришла, прослушав переговоры экипажа. Дело в том, что единственным из "черных ящиков", который не отключился сразу, был бортовой речевой самописец на Ту-154. Экипажу лайнера удалось включить аварийные источники питания в центральной части фюзеляжа. Поэтому этот "черный ящик" продолжал работать еще две минуты тринадцать секунд.
Система сигнализации опасности сработала на самолете
Ту-154 через полсекунды после взрыва. О ее сигнале, поступившем в службу управления воздушным движением, много говорили после катастрофы. Полагали, что тревожную кнопку нажал кто-то из экипажа. Но эксперты не дали на этот счет четкого ответа. По их мнению, кнопка еще могла сработать самопроизвольно, либо могло произойти повреждение цепи питания в полете из-за разрушения конструкции самолета. В любом случае - это не свидетельствует о нападении на экипаж или захвате самолетов.
Поэтому официальное заключение государственной комиссии гласит: причиной катастроф лайнеров явилось разрушение конструкций самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах. Причем возникновение аварийной ситуации на обоих самолетах имеет идентичный характер.