16.09.2004 02:10
    Поделиться

    Сотрудничество России и Беларуси

    Где тонко - там... не рвется

    Порой можно услышать мнение, что союзные программы - нечто достаточно искусственное. Они, дескать, носят некий "декоративный" характер. Так рассуждают только дилетанты от экономики. У специалистов точка зрения совершенно противоположная и определенная - совместные проекты взаимовыгодны и востребованы жизнью. Судите сами: более восьми тысяч российских и белорусских предприятий нуждаются во взаимных поставках материалов и технологий. По прогнозам экспертов, объединение их усилий позволит поднять экономику наших стран не менее чем на четверть от нынешнего уровня. А значит, и благосостояние граждан. Естественно, этот сложный процесс нуждается в координации.

    Пример многолетнего сотрудничества белорусского концерна "Планар" и ряда российских предприятий радиоэлектронного профиля в рамках совместных программ наглядно подтверждает сказанное. Концерн был создан более 40 лет назад в Минске в интересах более чем 300 заводов тогдашнего СССР. Задача ставилась крайне ответственная: создать интеллектуальную и производственную базу для обеспечения страны, в первую очередь отраслей, отвечающих за оборону, современными электронными компонентами. СССР распался, однако и в новых геополитических условиях независимость от зарубежных поставщиков в столь деликатной сфере оказалась для России жизненно важной. К тому же, по оценке экспертов, для создания научно-производственного центра, аналогичного минскому "Планару", понадобилось бы 10-15 лет и 4,5 миллиарда долларов.

    Мы имели возможность воочию убедиться в его уникальности. Вместе со специалистами предприятия спускаемся на 7-метровую глубину, где во избежание вибрации от транспорта размещены точнейшие станки и приборы. Многие из них, кстати, собственной разработки и изготовления, по параметрам не имеют аналогов в мире. Инженеры и рабочие "Планара" - высочайшей квалификации. Чтобы ее обрести, каждому понадобилось не менее 10-12 лет. Зачем же нужно "ловить" сотые доли микрона, изготавливая оборудование для производства микрочипов? Оказывается, чем меньше места занимает на кристалле микросхемы электронный элемент, тем он дешевле, меньше потребляет энергии, а быстродействие выше. Пока наши страны отстают в этой отрасли от лидеров.

    Однако расстояние это благодаря сотрудничеству постепенно сокращается. Союзные программы - сначала "Победа-1", теперь "Победа-2" - уже приносят конкретный результат. Если в 2002 году "Планар" отправил на российские предприятия 585 единиц оборудования, то в нынешнем уйдет более двух тысяч, а в следующем - еще в полтора раза больше. Поскольку россиянам не пришлось закупать дорогие импортные аналоги, то с лихвой окупились несколько миллионов долларов, затраченных на развитие сотрудничества.

    Однако, похоже, даже не в этом главное. "Смысл нашего сотрудничества в том, что сохраняется высокий интеллектуальный и производственный потенциал, который при создании более благоприятных условий сможет "выстрелить" разработками мирового класса, - говорит генеральный директор "Планара" Святослав Школык. - Уже сегодня наша продукция конкурентоспособна по цене и техническому уровню". Перечень стран, куда она поставляется - а это, помимо России, еще и США, Китай, Южная Корея, - подтверждает обоснованность таких амбиций.

    Эксклюзивные планаровские технологии уже используются на практике. Святослав Школык демонстрирует на первый взгляд простой, но в действительности архисложный агрегат - искусственный клапан сердца. "Уже тысячам людей он спас или продлил жизнь", - поясняет генеральный директор. И это стало возможным во многом благодаря союзным программам. Ведь вживляют искусственные детали сердца здесь же, в Минске, в республиканском научно-практическом центре "Кардиология", а он - активный участник еще одного союзного проекта.

    Сердце на ладони

    Операция на открытом сердце для минских кардиологов - дело привычное. В этом они добились немалого: процент тех, кого удалось вернуть к нормальной жизни, не хуже, чем в Европе. И все-таки операция - крайний вариант, врачи предпочли бы, чтобы лечение "сердечников" начиналось на более ранних стадиях заболевания. И тут без достоверной диагностики не обойтись. Благо, перефразируя известное изречение, глаза - зеркало сердца. По состоянию сосудов наружной оболочки глазного яблока можно сказать очень много, если в режиме реального времени зафиксировать и обработать ряд параметров. Персональному компьютеру это не под силу. Потребовался... суперкомпьютер. Белорусские и российские специалисты сумели его создать.

    Павел Вощанов: белорусам удалось придать конкурентоспособность продукции, которая во времена СССР явно этим не отличалась.

    Речь о "СКИФе", сверхбыстром и при этом достаточно компактном компьютере, вошедшем в число 500 самых передовых вычислительных машин мира. Суть, конечно, не в рекордах. ЭВМ оказалась крайне необходима машиностроителям для проектирования сложных узлов и деталей, метеорологам - для уточнения прогнозов. А минские медики научили ее с высочайшей точностью ставить диагноз людям с больным сердцем. "Главное - исключается субъективный фактор при оценке состояния пациента, - прокомментировала новое амплуа "СКИФа" научный руководитель работ в рамках союзной программы Елена КОНСТАНТИНОВА. - За час удается обследовать 6-7 человек. Причем консультации можно давать и заочно, используя телемедицинскую сеть. С ее помощью мониторинг населения можно будет проводить в любом городе".

    Дело в том, что стоит аппарат относительно недорого, в 3-4 раза дешевле импортных аналогов. Причем поскольку разработка совместная, она будет доступна и российским медикам.

    В Минске - "Москва", в Москве - "Минск"

    Подобных примеров гости увидели немало. "Смотрите, - воскликнул один из моих московских коллег во время экскурсии по городу. - Тут полно таких же автобусов, как и у нас". Он, оказалось, имел в виду технику Минского автозавода, который в том числе с помощью союзной программы развития дизельного автомобилестроения наладил выпуск автобусов европейского уровня и теперь обеспечивает ими не только Москву, но и другие города России. Не менее известны там белорусские телевизоры "Горизонт" и "Витязь", производство которых также было налажено в рамках союзной программы. "Меня приятно удивило, - поделился наблюдениями на импровизированной пресс-конференции известный российский публицист Павел Вощанов, - что белорусам удалось придать конкурентоспособность продукции, которая во времена СССР явно этим не отличалась. Тут и автомобили, и потребительские товары. Многое, кстати, значительно дешевле, чем в Москве. Беларусь не спешит с кардинальными преобразованиями в экономике и при этом добивается видимых успехов. Что еще раз подтверждает - не все в прошлые времена было плохо".

    Минск, конечно, еще не вся Беларусь, так же, как Москва - не вся Россия. Однако во многом эти города символизируют не только свои страны, но и их содружество. Дело в том, что они как бы фокусируют в себе добрую половину из тех 40 союзных программ и проектов. Более того, сотрудничество между двумя столицами обрело и множество других форм и направлений. От поставок из Минска в Москву тех же автобусов и троллейбусов мы переходим, например, к их сборке на московских предприятиях из минских узлов и деталей. Следующий этап - совместная разработка трамвая европейского уровня. Московское правительство профинансировало доводку минских дизельных двигателей до уровня евро-2, и теперь они тысячами поставляются на московский ЗИЛ. От поставки в Москву белорусских товаров и выездной торговли переходим к созданию товаропроводящей сети и постоянных торговых домов и специализированных гипермаркетов. "Нам уже выделили в Москве полтора гектара земли для строительства крупного торгового центра "Минск", - сообщил журналистам первый заместитель председателя Минского горисполкома Николай Ерохов. - А мы выделили два гектара для строительства у нас аналогичной "Москвы". Минск становится все более привлекательным для российских инвесторов. Им, например, выделена площадка в центре города для сооружения крупного делового, развлекательного и жилого центра. Финансовые вложения составят до 200 миллионов долларов".

    Словом, Москва и Минск - основные партнеры. И это касается не только экономики, но и культуры, образования, других социальных сфер. "Мы стали друзьями", - подчеркнул Николай Ерохов, и это было всеми воспринято как нечто само собой разумеющееся. Добрые намерения закреплены в многоуровневых договорах о сотрудничестве. Не хотелось бы утомлять читателя громоздкими цифрами взаимного товарооборота, но то, что он в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос без малого на треть, говорит о многом.

    По-соседски, без обид

    Все это, однако, отнюдь не означает, что мы возвращаемся к советским временам, когда финансовая сторона дела зачастую была на втором плане. Сейчас она на первом. Как добрые соседи, союзники белорусы и россияне готовы друг другу во всем помочь, но не бесплатно. Поскольку ничего даром не достается. С одной стороны, в результате такого вполне рыночного подхода к делу отношения сразу прояснились. А с другой - каждый шаг вперед требует все более тонкой настройки сотрудничества. Одна из серьезных правовых проблем - до сих пор нет соглашения о союзной собственности. "Это тормозит проведение работ за счет союзного бюджета, - считает Альберт Степанов. - Ведь не ясно, как ею управлять, реализовывать и так далее. Поэтому будет создана соответствующая комиссия для разработки соответствующих предложений". Возможно, когда эти предложения будут приняты, в полную силу "выстрелят" на внешнем рынке разработки того же "Планара" и других предприятий, работающих по союзным программам, но не имеющих пока юридической базы для полноценной продажи совместной продукции.

    На встречах в Минске от журналистов ничего не скрывали. Ни хорошее, ни проблемное. Взаимный интерес и доверие друг к другу - в этом, очевидно, ключ к пониманию всего комплекса белорусско-российских отношений.

    Не менее важная проблема - союзные программы формируются крайне медленно. При этом решающее слово тут оказалось за финансистами, а не теми, кто реально создает оригинальную продукцию. "Опыт говорит о том, что надо отказаться от усложненной процедуры принятия программ, - считает Святослав Школык. - Раньше многое решалось в рабочем порядке, прозрачной была система финансирования. Затем процедура все более усложнялась. С опозданием принимается союзный бюджет, поэтому приходится брать средства в кредит. А это удорожает продукцию".

    Наконец, глобальным является вопрос о функционировании единого таможенного пространства. К сожалению, заключение нашими странами таможенного союза не сняло всех проблем с перемещением по нашим территориям импортного товара. Напротив, число позиций, по которым таможенные тарифы расходятся, значительно возросло. Россия в одностороннем порядке ввела на своей границе декларирование товаров, перемещаемых из Беларуси. Действуют ограничения на ввоз белорусских сахара и медикаментов. Беларусь ограничила поставки российского пива. Несогласованно развивается и таможенное законодательство. О чем это говорит и как тут быть? За комментарием корреспондент "СОЮЗа" обратился к заместителю государственного секретаря Союзного государства Валерию Дрозду. "Все это рабочие моменты, так что не надо драматизировать ситуацию, - считает Валерий Алексеевич. - Интересы у наших стран в чем-то расходятся, и полного совпадения таможенных пошлин скорее всего не будет. Однако этот лимит надо зафиксировать и открыть границу для свободного перемещения товаров из третьих стран. В сентябре белорусская сторона должна сообщить Постоянному Комитету Союзного государства, что она предлагает для унификации тарифов. В свою очередь, достигнута договоренность о включении представителя Союзного государства и Беларуси в комиссию по защитным мерам российского Министерства экономического развития и торговли. Недавнее решение правительства России о переходе к взиманию налога на добавленную стоимость по принципу страны потребления товара без изъятий и ограничений значительно облегчает достижение соглашения".

    Словом, на встречах в Минске от журналистов ничего не скрывали. Ни хорошее, ни проблемное. В этом, отметил начальник департамента информации Постоянного Комитета Павел Лысов, и состояла цель, которую ставили перед собой организаторы семинара. Взаимный интерес и доверие друг к другу - в этом, очевидно, ключ к пониманию всего комплекса белорусско-российских отношений. Для их детального изучения и освещения в прессе и впредь будут проводиться журналистские семинары как в Беларуси, так и в российских регионах, отметил Павел Александрович. А значит, наши читатели получат ответы на многие вопросы, будут иметь более четкое и полное представление о том, как и для чего строится наш союз.

    Поделиться