16.09.2004 01:40
    Поделиться

    Вынесен приговор ветеринару Александру Дуке

    В ноябре прошлого года ветврачу Александру Дуке позвонили с просьбой помочь крупной агрессивной собаке с хроническим заболеванием. Врач прибыл в небольшой офис, куда клиенты должны были привезти больное животное. Но когда Дука уже набрал в шприц кетамин для обезболивания собаки и ждал ее появления, в помещении появились оперативники Госнаркоконтроля, которые обвинили ветеринара в сбыте запрещенного психотропного вещества (кстати, в конце концов, обвинение сформулировали таким образом: "Незаконное хранение препарата без цели сбыта").

    Вчера в Замоскворецком суде столицы был оглашен приговор. Александра признали виновным и приговорили к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год. Однако в связи с изменением обстановки (а за то время, пока тянулось дело, кетамин ветврачам использовать уже разрешили) от наказания Александра Дуку тут же освободили.

    - Я довольна вынесенным приговором, - заявила Кира Гудим, старший помощник прокурора ЦАО г. Москвы. - Позиция суда совпала с позицией гособвинения. Он признал наличие состава преступления в действиях ветеринара.

    Сам же ветеринар и его адвокаты признались, что решение суда стало для них довольно неожиданным.

    - Очень печально, что был вынесен обвинительный приговор, - сказал Александр Дука. - Я считаю, что на суд было оказано давление. Но, надеюсь, у людей, которые борются с наркотиками, теперь все же хватит ума заниматься своим делом, а не бегать по ветклиникам. Я же буду продолжать работать по специальности, так как ничего другого я просто не умею.

    Адвокаты отметили, что доводы защиты суд совершенно не учел, и кроме того, в обвинительном заключении судья допустила грубейшие ошибки. Так что в ближайшие дни защитники ветеринара собираются подготовить кассационную жалобу, чтобы высшие судебные инстанции оправдали врача.

    Вообще обезболивающий препарат кетамин ветеринарные врачи используют с конца 1980-х годов (надо сказать, что до этого делать зверью наркоз в отечественной ветеринарии было вообще не принято).

    - Однако в 1998 году минсельхоз не продлил договоров с иностранными компаниями - поставщиками кетамина, - поясняет Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных "Вита". - По этой причине и просто по забывчивости министерство не включило кетамин в список препаратов, разрешенных в ветеринарии.

    Получилось, что уже пять лет ветврачи лечили зверье полулегально. И каждый год обращались к властям с просьбой внести кетамин в список, однако безуспешно. Гром грянул летом прошлого года, когда был создан комитет Госнаркоконтроля.

    - Сотрудники Госнаркоконтроля сразу обнаружили брешь в законодательстве и начали этим пользоваться, - рассказывает Ирина. - Ведь устроить облаву в ветеринарной клинике гораздо легче, чем ловить компании настоящих наркоманов.

    С осени 2003 года на ветеринаров за использование кетамина начали заводить уголовные дела. На защиту айболитов тут же поднялись общественные организации России и зарубежья. Даже Брижит Бардо обратилась к Путину с просьбой "о помощи ветеринарным врачам, которые подвергаются несправедливым репрессиям за отказ подвергать страданиям животных, попавших к ним на излечение". После такого натиска в конце прошлого года кетамин наконец был внесен в список разрешенных в ветеринарии препаратов. Однако права ветеринарам использовать лекарство этот документ все же не дал (и уже заведенные уголовные дела тоже не были отменены). Нужно было дождаться дополняющих и разъясняющих ситуацию "бумаг". Замруководителя департамента ветеринарии минсельхоза Иван Рождественский просил Госнаркоконтроль, пока постановления нет, прекратить уголовное преследование ветеринаров.

    Но скандал продолжался. Причем страдали от него не только ветеринары, но, как оказалось, и Госнаркоконтроль. "Ажиотаж до настоящего времени мешал нормальной работе как медиков, так и наркополицейских, - заявил Александр Михайлов. - Мы сами являемся заложниками ситуации - вынуждены возбуждать уголовные дела, а на нас наезжают, потому что кошек нельзя оперировать".

    Руководители ФСКН уверяют, что никогда не ставили перед собой цель использовать исключительно карательные меры. Мол, есть закон, его и выполняли.

    Вот что сказал по этому поводу Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов: "Когда кетамин вкалывают животным, это ни в коем случае нельзя расценивать как сбыт наркотического вещества. И если у кого-то в голове такая глупость есть, ну это глупостью и останется. Кстати, эти дела практически все прекращены по просьбе прокурора - прекращены судом, и здесь никаких последствий нет. Что касается в принципе использования кетамина, то сейчас порядок наведен. Его применение разрешено.

    "Положение об использовании наркотических и психотропных веществ в ветеринарии", объясняющее в общих чертах, как должны ветврачи обращаться с этим препаратом, вышло только в начале сентября.

    - Однако этот документ, наоборот, сильно осложняет работу ветеринаров, - говорит Ирина Новожилова. - Ветеринары, которые занимаются индивидуальной практикой, а не работают в клиниках, пользоваться кетамином не смогут. Более того, использовать этот препарат можно лишь в стенах больницы, а на выезды, когда, скажем, собаку сбила машина и она лежит на дороге, кетамин брать нельзя. Кроме того ветбольницы, использующие кетамин, должны быть оборудованы сейфами, железными дверями, глазками, в них должна сидеть охрана... Это обойдется каждой клинике в 5 тысяч долларов. Мало кто из ветлечебниц, особенно в провинции, сможет заплатить такие деньги. Больницы Тюмени и Воронежа уже заявили, что не смогут работать в таких условиях.

    Вопросы, по словам защитников животных, вызовет и тот пункт положения, где сказано, что в клиниках должен храниться лишь трехдневный запас кетамина. Однако препарат используется для наркоза самым разным животным - от мышей до слонов, и какие именно дозы имеются в виду - неясно. Кроме того, нужны отдельные документы, где будет прописано, кто и как выдает лицензии на кетамин, и сам порядок выдачи, учета и утилизации этого лекарства. На это, скорее всего, уйдет еще не меньше года.

    - Кетамин для России - самый подходящий препарат, - говорит Ирина Новожилова. - К примеру, золетил, который сейчас пропагандируют, стоит в 20 раз дороже и имеет массу побочных эффектов. Вскрытую ампулу с золетилом можно хранить лишь 12 часов, тогда как кетамин остается пригодным месяцами. К тому же кетамин дает плавный выход из наркоза. Для кошек кетамин вообще единственный действенный препарат. Хотя, надо сказать, что в провинции сейчас часто делают операции вообще без наркоза - для ветеринаров в регионах дорогим оказывается даже кетамин. Кстати, для справки, привыкания кетамин не вызывает ни у кого.

    Следующее кетаминовое дело будет рассматриваться уже не в Москве, а во Владимире. Там 11 октября будет вынесен приговор ветеринару Ольге Танаевой. Адвокаты опасаются, что приговор Дуке сыграет отрицательную роль в рассмотрении дела Ольги, и это один из доводов за то, чтобы обжаловать приговор москвичу.

       компетентно

    Сергей Середа, президент ассоциации практикующих ветеринарных врачей России:

    Вообще у нас как-то все странно делается. Сначала забыли включить препарат в разрешающий перечень. Затем, чтобы снять напряжение в обществе, разрешили применять, но потребовали лицензию и особые условия хранения. И потом мне непонятно, зачем для того чтобы возбудить против ветеринара уголовное дело, применяющего при операциях кетамин, проводить провокации. Не секрет, что несколько моих коллег попали под суд после того, как их спровоцировали представители органов наркоконтроля через подставных людей применить кетамин.

    Должен заметить, что во всем мире достаточно иметь лицензию на ветеринарную деятельность, чтобы использовать подобные препараты. И никаких других специальных лицензий и разрешений уже не надо. Да, конечно, хранить психотропные препараты необходимо под замком. И перед органами наркоконтроля, если они потребуют этого, необходимо отчитываться.

    К сожалению, у нас явно завышенные требования к хранению подобных анестезирующих препаратов. Во-первых, нужны специальные комнаты. Во-вторых, разрешение на это органов внутренних дел. Не исключаю, что могут потребовать и охрану. Этого ни одна даже средняя клиника себе позволить не может. Я уже не говорю о сельских. Другое дело - крупные ветклиники, но их не так уж и много.

    Но это еще не все наши проблемы. К примеру, теперь узаконенным кетамином по федеральному законодательству смогут пользоваться только юридические лица. А ведь многие практикующие ветеринары зарегистрированы как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

    Кстати, кетамин - не единственный анестетик, который вроде бы теперь и разрешен, и в то же время ветеринары будут пользоваться им с оглядкой. Еще есть масса других анестетиков, к которым рано или поздно у наркоконтроля могут возникнуть претензии. Прежде всего речь идет о специфических препаратах, которые сегодня применяются для анестезии диких животных и лошадей. Поэтому кетамин - лишь частный случай, демонстрирующий периодические пробелы в законодательстве.

    Поделиться